Социальная реабилитация пожилых людей

Сегодня предлагаем разобраться с темой: "Социальная реабилитация пожилых людей". Мы подготовили актуальный материал, полностью описывающий тему. Если у вас возникли вопросы, то их можно задать в комментариях.

Социальная реабилитация пожилых людей представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе6.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести:

— этапность,

— дифференцированность,

— комплексность,

— преемственность,

— последовательность,

— непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий,

— доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров)7.

В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

Основные меры социальной реабилитации пожилых людей включают разработку научно обоснованных практик оказания социальной помощи геронтологической группе. Социокультурный контекст геронтологической проблематики характеризуется прежде всего низким социально-экономическим статусом пожилого человека, проблемами одиночества и отсутствия достаточного количества помогающих ресурсов. Система социального обслуживания пожилых граждан на сегодняшний день нуждается в качественных дополнениях, а в ряде случаев – в качественных преобразованиях.

Реабилитация пожилых граждан связана с восстановлением их социальной активности, максимальным включением в повседневную жизнь общества. Программы реабилитации пожилых граждан не должны ограничивать сферу жизнедеятельности этой категории населения. Направления реабилитации должны включать не только медико-социальные мероприятия, лекарственное обеспечение, материальную помощь, но и образовательные, досуговые, творческие методы, расширяющие спектр приложения активности пожилого человека.

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с клиентом, должен использовать комплекс мероприятий, ориентироваться на конечную цель – восстановление личного и социального статуса пожилого – и учитывать метод взаимодействия с клиентом, предполагающий:

а) апелляцию к личности клиента;

б) его партнерство с социальным работником в реализации целей реабилитации;

в) разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;

г) единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;

д) определенную последовательность – переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

Целью медико-социальной реабилитации пожилых должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. Такое восприятие реабилитации позволило М.М. Кабанову определить ее как динамическую систему взаимосвязанных компонентов (медицинских, психологических, социальных), направленных на достижение конечной цели (восстановление статуса личности) особым методом, стержневым содержанием которого является обращение (апелляция) к личности.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации пожилого к новым условиям жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности функционирования личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и клиента и его окружения (в первую очередь семейного) – с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению клиента к социальной среде. Лечение в данной ситуации – это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее и направлена на создание условий, способствующих нормальному функционированию личности.

Считается, что разработка методов реабилитации пожилых людей приобретает большое социальное и общегосударственное значение. Своевременное и адекватное проведение восстановительного лечения позволяет уменьшить степень инвалидизации, зависимость от посторонней помощи и тем самым решить основную задачу реабилитации лиц пожилого и старческого возрастов – адаптацию каждого к условиям жизни в привычной для него микросоциальной среде. Здоровье людей пожилого возраста во многом зависит от поведения окружающих, от их отношения, способности понять старого человека, умения уважать и любить его.

Основные методы, формы и цели реабилитации пожилых и людей старческого возраста не отличаются от общепринятых и включают различные аспекты реабилитационного процесса (медицинский, социальный, психологический и др.). Однако реабилитация пожилых имеет свои особенности, которые обусловлены возрастными функциональными изменениями организма. С возрастом у пожилых людей резко возрастают потребности в уходе и необходимость медицинской помощи, психологической поддержки и социальной защиты. Людям пожилого возраста не всегда хватает необходимых стимулов для активного включения в общественную жизнь из-за болезней и старости. Восстановительное лечение требует от пожилого человека веры в необходимость и эффективность реабилитационных мероприятий, энергии и силы воли, терпения. Весь процесс реабилитации в пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, учитывать их физическое и эмоциональное состояние. Воля пациента является наиболее важным элементом реабилитации и тем, кто ухаживает за пожилыми пациентами, часто необходимы большие усилия, чтобы пробудить у пожилого чувство собственного достоинства, научить его думать о себе как о личности.

Читайте так же:  Как отношения сделать лучше?

Большое психотерапевтическое значение имеет заранее составленный план реабилитации с уведомлением пациента о его деталях. Обоснование плана реабилитации укрепляет решимость пациента бороться за свое здоровье, снимает депрессию. Основными элементами реабилитации пожилых людей должны быть:

— активный образ жизни;

— организация посильной трудовой деятельности;

— организация досуга и отдыха;

— восстановление утраченных функций и навыков8.

Для каждого пожилого человека составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей к бытовой, социальной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д., а также определяет формы реабилитации. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пожилого человека или его законного представителя.

Выполнение реабилитационной программы строится на следующих принципах:

1) Последовательность (определение показаний к реабилитации).

2) Установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определении целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).

3) Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).

4) Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации)9.

Выделим основные этапы определения содержания реабилитационной программы.

Схема 1

1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1965. -112 с.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974. — 135 с.

3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.

4. Алексеевич Г.С. Очерки психофизиологии старения. Л.: Медицина, 1965.-112 с.

5. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997,- 113 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968. — 339 с.

7. Ананьев В.В. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995 -№ 3. — С. 54-68.

8. Андреева Д. А. О понятии адаптация //Человек и общество. Л.: 1973. -Вып. № 13. — С. 62-69.

9. Антология социальной работы. В 5 т т., Т. 1. История социальной помощи в России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ НВФ СПТ, 1994. — 288 с.

10. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей. //Под ред. О.В. Красновой. М: МПГУ, Обнинск: Принтер, 2002. — 336 с.

11. Аршавский И. А. Образ жизни и здоровье людей пенсионного возраста. //Тезисы 9-го Международного конгресса геронтологов. Киев, 1972. — Т. 2. -С. 263-266.

12. Аршавский И.А. Приглашение к активности. //Знание сила — 1984. -№ 7. — С. 9-11.

13. Арымбаева К.М. Психолого-педагогические особенности досуга пожилых людей и его совершенствование средствами культурно-просветительной работы. Автореф. дис. .канд.лед.наук.- М., 2000. 23с.

14. Балье К. Интеллектуальные процессы при старении //Тезисы 9-го Международного конгресса геронтологов. Киев, 1972. — Т.1. — С.231-232.

Читайте так же:  Как выйти из стресса после развода?

15. Басов Н.Ф. Словарь справочник по геронтологии. М.: Социально-психологический институт МТУС, 2000. 242 с.

16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 198 с.

17. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. //Общ. ред. М.С. Мацковского. М.: Лист-Нью. Центр общечеловеческих ценностей, 1997. — 336 с.

18. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. — 267 с.

19. Биология старения. Л.: Медицина, 1982. — 618 с.

20. Биология старения /В.В. Фролькис, И.А. Аршавский, Н И. Аринчик и др. Л.: Наука, 1982.-618 с.

21. Богомолец А. А. Задачи экспериментальной медицины в борьбе с преждевременным старением //Старость. Киев: Издательство Академии наук УССР, 1959.-С.7-18.

22. Богомолец А.А. Продление жизни. Киев: Издательство Академии наук УССР, 1938.-96 с.

23. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.

24. Советский энциклопедический словарь. М. — 1980.

25. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. — 1988. — № 1 — С.23-41.

26. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориен-тированный подход. М.: ИПСР РАО, АСОПиР РФ, 1999. — 184 с.

27. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии, ч. 2. Педагогика социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1997. — 245 с.

28. Бочарова В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. М.: ЦСП РАО, 1996. — 16 с.

29. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России: проблемы, перспективы //Социальная работа, 1992. № 6. — С. 7-10.

30. Бочарова В.Г. Личность, среда, община //Социальная работа. 1992. -№1. -С.3-9.

31. Бочарова В.Г. Социальная педагогика и социальная политика: линии сопряжения //Социальная работа. 2002. JSfe 1. — С. 13-17.

32. Вебер P.M. Подростки и пожилые люди: сотрудничество в социальной работе. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1938. — 139 с.

33. Врублевский Я. Психотерапия личного самочувствия. М., Изд-во ИПКИПРНОМО, 1993. 96 с.

34. Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности /Теория и практика социальной работы, отечественный и зарубежный опыт/ Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. В 2 т. Т.2. М.: Тула: ЦСП РАО, 1993. -С.59-72.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В В. Давыдова М.: Педагогика. — 479 с.

36. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика — Пресс, 1993.- 386 с.

37. Выготский J1.C. Психология искусства. Ростов-на-Дону. Феникс, 1998. 478 с.

38. Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных работников. М.: АСОПиР, 1994. — 93 с.

39. Государственная политика России и Великобритании по реализации социальных прав и гарантий граждан: Материалы научно-практической конференции (12-13 сентября 2000). М.; Социально-технологический институт МГУС, 2001.-271 с.

40. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М.: 2001. 226 с.

41. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М. Издательство МСХА, 1993. — 163 с.

42. Григорьев С И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы. М.: Наука, 1994. — 185 с.

43. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учеб. пособие. -М., 1997. 187 с.

44. Гуров РГ. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, j 1981.- 176 с.I

45. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере: (О подготовке ! социальных педагогов в колледжах) //Специалист, 1996. № 11/12. — С.28.

46. Давыдовский И.В. Геронтология. М.: Медицина, 1966. — 300 с.

47. Дементьева Н.Ф., Устинова Г.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.: 1991. 158 с.

48. Дигев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека (методы и социальные аспекты). М.: Медицина, 1976. — 284 с.

49. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: АО «Аспект-Пресс», 1995. — 236 с.

50. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л: «Наука», 1980. — 103 с.

Читайте так же:  Женская измена психология

51. Дыскин А.А., Решепок А.А. Здоровье и труд в пожилом возрасте. Л.: «Медицина», 1988. — 160 с.

52. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан //Руководство для подготовки социальных работников/. М.: Логос, 1996. — 224 с.

53. Ефименко В.Л. Депрессия в пожилом возрасте. Л.: «Медицина», 1975. -184 с.

54. Егоров А.Н., Попов В.Е. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. М., 1985.- 163 с.

55. Зайцев Л.Г., Албегова И.Ф. Вопросы социальной геронтологии. Права и проблемы пожилого человека. Ярославль, 1999. — 107 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

56. Зимняя И.А. Социоэкология личности наука о социальной работе /социальная работа / Под ред. И.А. Зимней. — М., 1992. — № 5.

57. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX-начала XV века. ~ М.: Просвещение, 1995. 320 с.

58. Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М.: Наука, 1978.-216 с.

59. Козлов В.В. Личностный кризис как объект социальной работы. -//Вестник социальной работы. Ярославль, 2001. — № 1-2 (3).

60. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л.: Медицина, 1978. — 232 с.

61. Карсаевская Т.В. Образ жизни и здоровье пожилых людей в развитом социалистическом обществе. В кн.: Здоровье пожилых людей. Киев, 1976. -С.21-27.

62. Комфорт А. Биология старения. М.: Мир, 1967. — 397 с.

63. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 412 с.

64. Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей //Психология зрелости и старения. 1998. — № 2 (3). — С,28-51.

65. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. М., 2001. — 231 с.

66. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте //Психология зрелости и старения. -2000. -№2 (10). С.6-11.

67. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старости. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 288 с.

68. Краткий словарь по социологии. М: «Политиздат», 1988. — 479 с.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.

70. Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. Л., Медицина, 1974. -208 с.

71. Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании //Психология зрелости и старения 2000. — № 2 (10). — С.6-11.

72. Липский И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально- педагогической деятельности. Тамбов. Изд-во ТГУ, 2000. — 32 с.

73. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: «Наука», 1984. — 444 с.

74. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте /Психология зрелости и старения. 1999. № 3 (7, 8). — С. 13-17.

75. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 — 96 с.

76. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988. 327 с.

77. Мильман М.С., Нагорный А.В. О старости и старении. -Киев: Наукова думка, 1973. 102 с.

78. Минигалиева М.Р. Личностные типы и социальные контакты людей позднего возраста //Психология зрелости и старения 2000. — №2 (10). — С.75-88.

79. Молчанова О.Н. Особенности динамики самооценки в зрелом и позднем возрасте //Психология сегодня. Ежегодник российского психологического общества. М., 1996. — Т.2. — Вып. 1. — С. 59-60.

80. Мардахаев Л.В. К вопросу о технологии в социальной педагогике // Социальная работа: теория, технология, образование. -1996. №2. С. 49-57.

81. Москалец Г.М., Сачу к Н.Н. Социально-культурная активность пенсионеров и их здоровье //Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1982. Пожилой человек. Медицинская и социальная помощь. Киев, 1982. — С. 149-152.

82. Моховой Б. За всех в ответе //Социальная защита. 2001. • № 8. — С.610.

83. Мясшцев В.Н. Некоторые вопросы теории психотерапии. В сб.: Вопросы психотерапии. М., 1958, С.7-20.

84. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.

85. Нагорный А.В. Проблема старения и долголетия. М.: Медиц. 1963. -755 с.

86. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. -Ярославль: изд. ДНА пресс, 2001. — 275 с.

Читайте так же:  Как заставить мужа бегать за тобой?

87. Образование для третьего возраста: опыт, проблемы, перспективы. /Материалы международной научно-практической конференции/. Орел: 1999. -110 с.

88. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с,

89. Орди И М., Шейд О.А. Биологический возраст и его определение. 19-й Международный конгресс геронтологов. Киев, 1972. — Т.2 — С.323-327

90. Панина Н.Ф. Роль семьи в проведении досуга пенсионеров и их социальной адаптации //Геронтология и гериатрия: Пожилой человек, медицинская и социальная помощь. Киев, 1982. — С. 156-160

91. Панина Ю.П., Сачук Н.Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -М„ 1985. № 9.

92. Панов А.М, Социальная работа в России: состояние и перспективы. //Социальная работа. М: 1992. — Вып. 6.

93. Полонии B.C. Медико-социальная реабилитация больных, инвалидов и лиц пожилого возраста //Советское здравоохранение. М., 1991. — № 9.

94. Петров Б.Д. Социальная адаптация к новым условиям жизни //Тезисы 9-го международного конгресса геронтологов. Киев, 1972. — Т.2. — С.227-230.

95. Приспособительные возможности стареющего организма. /Доклады на международном симпозиуме. Отв. ред. проф. В.В. Фролькис/. Киев: Наукова думка, 1968. 270 с.

96. Профессионально-этические нормы социальной работы. Под ред. С.А. Беличевой. М.: Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-31 с.

97. Решетюк А.А. Физиологическая реабилитация пожилых на производстве (постановка актуальной проблемы). Вестник АМН СССР. — 1990, № 1.

98. Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. М.: АСОПиР, 1991. — 160 с.

99. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 416 с.

100. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.

101. Руководство по геронтологии /Д.Ф. Чеботарев, В.В. Фролькис, В.Н. Никитин и др./ М.: Медицина, 1978. 503 с.

102. Сачук Н.Н. Проблемы программированной подготовки к выходу на пенсию как метода и средства удлинения активного периода жизни // Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1985. Старение: механизмы, патология, образ жизни.-Киев, 1985.-С. 13Ы38.

103. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 22 с.

104. Селье Г. Очерки об адаптированном синдроме. М; Медиз, I960. -254 с.

105. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. -124 с.

106. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой М: Изд. Юристь, 1997 — 472 с.

107. Сачук Н.Н., Панина Н.В., Романец А.В. Структура и факторы социально-культурной активности пенсионеров в процессе социальной адаптации. (Институт геронтологии АМН СССР, Киев) // Вестник АМН ССР, 1986, № 10. -С.66-71.

108. Сонин М.Л., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М.: Финансы и статистика, 1984. — 130 с.

109. Советский энциклопедический словарь. М.: 1980.

110. Социальная защита человека, региональные модели // Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. М.: Изд-во АСОПиР, 1995. — 192 с.

111. Социальная геронтология. Под общей редакцией Яцемирской Р.С. М.: изд-во МГУ С «Союз», 1998.-275 с.

112. Социальная работа: опыт и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (17-18 ноября 2000). М.: Социально-технический институт МГУС, 2001. — 298 с.

113. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Боб-кова, Г.Ю. Бурлака /Под ред. A.M. Пановой, Е.И. Холостовой. М.: Юрисгь, 1997. — 168 с.

114. Стефанов Н. Общественные науки и социальные технологии. М., Мысль, 1974.-251с

115. Стойнев Г. Социальная медицина. София: Медицина и физкультура, 1986.-112 с.

116. Сухобская Г., Божко Н. Культура старения как социально-психологическая проблема // Новые знания. 1998. — № 2 — С. 12-13.

117. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. -М.: Мысль, 1974. 193 с.

118. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т.т. // Под редакцией Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. М. Тула: Изд-во АСИОПиР РФ, 1993.

119. Теория социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике (Книга для социального работника и социального педагога). // Под редакцией С.И. Григорьева. М.: Изд-во АСОПиР, 1994. 195 с.

120. Технология социальной работы. / Учебное пособие. М: МГСУ. Союз. — 1998.

Читайте так же:  Таро на любовь мужчины

121. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Психология индивидуальных различий. М., 1961 -64 с.

122. Топчий JI. Оценку ставит клиент // Социальная защита 1998. — № 6. -С.66-69.

123. Тощева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким престарелым в структуре службы социальной защиты населения // Социальная работа. 1993. — № 8. — С.94-111.

124. Тульчинский М.М. Психология позднего возраста. М.: Институт молодежи, 1992.-41 с.

125. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.05.98.

126. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95.

127. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95, № 181 /Российская газета -1995-2 декабря.

128. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания от 25.11.95 № 1151.

129. Филонов Г.Н., Яркина Т Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика. 1993. — № 6 — С.29-34.

130. Френкель З.Г. Удлинение жизни и активная старость. JL: Медгиз, 1975.-371 с.

131. ФренкельЗ.Г., В.И.Никитин. Социально-гигиенические аспекты старения. Киев: Наукова думка, 1979. — 128 с.

132. Фролькис В.В. Долголетие: действительное и возможное. ~ Киев: Наукова думка, 1983. 244 с.

133. Фролькис В.В. Природа старения. Биологические механизмы развития старения. М . Наука, 1969. 184 с.

134. Фролькис В.В. Регулирование, приспособление и старение. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. — 432 с.

135. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. / Общ. ред. и поел. В.И. Добренькое. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

136. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: Институт социальной работы, 1995. — 89 с.

137. Холостова Е.И. Место теории социальной работы в системе наук //Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С. 19-24.

138. Холостова Е.И, Пожилой человек в обществе. М.: Социально-психологический институт МТУ С, 2000. — 236 с.

139. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. -М.: 1993. 120 с.

140. Хрисанфова Е.И. Основы геронтологии. М. Гуманит, изд. центр «Владос», 1999. — 160 с.

141. Чеботарев Д.Ф. Долголетие. М.: Знание, — 1970. — 80 с.

142. Шабалин В.Н. Проблемы социального здоровья пожилого населения России / Социальная работа: опыт и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (17-18 ноября 2000 г.). М. Социально-технологический институт МГУ С, 2001. 298 с.

143. Шаловаленко И.В. Социальная ситуация развития в позднем возрасте / Психология зрелости и старения. 1999. — № 2 (6). — С.27- 40.

144. Шапиро В.Д. Человек на пенсии //Социальные проблемы и образ жизни/. М.: Мысль, 1980. — 208 с.

145. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. Наука, 1983.-28 с.

146. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М. — 1996. — 407 с.

147. Шумаков Б.Н. Валеология. М. Педагогическое общество России, 2000. — 407 с.

148. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т.т. // Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

149. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. М.: Соликамская типография, 1997. — 67 с.

150. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М. Гуманитарный центр «Владос», 1999 — 223 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.
Социальная реабилитация пожилых людей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here