Социальная адаптация детей сирот

Сегодня предлагаем разобраться с темой: "Социальная адаптация детей сирот". Мы подготовили актуальный материал, полностью описывающий тему. Если у вас возникли вопросы, то их можно задать в комментариях.

Сиротство как социальная проблема, его причины в современном обществе. Социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот, роль приемной семьи в их жизнеустройстве и развитии личности. Формы и средства профилактики девиантного поведения сирот.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

Школа гуманитарных наук

Филиал в г. Уссурийске

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

Выполнила студентка гр. С10303

Хрулева Валерия Васильевна

Руководитель ст. преп. В.А. Томилов

г. Уссурийск — 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Сиротство как социальная проблема

1.1 Понятие сиротства

1.2 Причины сиротства в современном обществе

1.3 Формы и средства решения проблемы сиротства

Глава 2. Приемная семья как форма борьбы с сиротством

2.1 Роль приемной семьи в решении проблемы сиротства

2.2 Проблемы жизнеустройства детей-сирот в приемной семье

2.3 Адаптация детей-сирот в приемной семье: трудности и пути их решения

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема социального сиротства — это самая актуальнейшая проблема на сегодняшний день.

Проблема социального сиротства в России, существовавшая еще в советские времена, несмотря на предпринятые государством усилия, к сожалению, не только далека от решения, но и обостряется с каждым годом в условиях непростого выживания российских семей в большинстве регионов страны. С начала 90- х годов число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, возрастало с каждым годом. Так, если в 1990 году всего было выявлено 49101 детей, оставшихся без по печения родителей , в 2004 году их было уже 132505, т.е. почти в два раза больше. Также увеличивалось число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Причем рождаемость в России в этот период постоянно снижалась. Лишение родительских прав и отказ от новорожденных являются основными причинами социального сиротства.

Альтернативной формой воспитания детей-сирот является приемная семья. По многочисленным данным в приемной семье, как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Но даже на первых этапах интеграции ребенка-сироты в замещающую семью возникает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, её ресурсностью и готовностью к приему нового ребенка. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях государственного учреждения правилами поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие приемной семьи.

Актуальность проблемы изучения обусловлена потребностью комплексного осмысления феномена сиротства, так как данное социальное явление часто отрицательным образом сказывается на всем общественном состоянии.

Объект исследования: социальные проблемы детей-сирот в приемной семье.

Предмет исследования: социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот.

Цель работы: рассмотреть проблемы социальной адаптации детей- сирот в приемной семье.

Задачи работы:

— рассмотреть понятие сиротства;

— определить причины сиротства в современном обществе;

— раскрыть формы и средства решения проблемы сиротства;

— изучить роль приемной семьи в решении проблемы сиротства;

— выявить проблемы жизнеустройства детей-сирот в приемной семье;

— рассмотреть трудности и пути их решения, адаптации детей-сирот в приемной семье.

Глава 1. Сиротство как социальная проблема

1.1 Понятие сиротства

Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема, решение которой лежит на стыке семейной и социальной политики.

В любом государстве и любом обществе всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по различным причинам остаются без попечения родителей. В обыденной речи и теоретических исследованиях мы часто встречаемся с такими понятиями как сиротство и социальное сиротство. Определение сиротства подразумевает детей-сирот в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное и биологическое сиротство — актуальные проблемы современности Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание. -2000.- №4. — С. 8.

Вот основные виды сиротства:

— собственно сироты — это дети, чьи родители умерли;

— полусироты: дети, у которых умер один из родителей;

— социальные сироты: дети, лишившиеся попечения родителей в силу разных жизненных обстоятельств.

— дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;

— домашние сироты — дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним. Социальное сиротство-это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

— Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.2

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. — М.: Владос, 2006. — С. 89 .

Заботу о детях сиротах и детях оставшихся без попечения родителей берет на себя государство и общество. Романышева, А.И. Социальному сиротству нет // Беспризорник. — 2003. №4. — С. 45-47

С каждым днем растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

По данным Министерства образования РФ на 2007 год, официально зафиксировано 742 тыс. детей* сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5%

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опекеБлаготворительный фонд «Мир детства» статья «Сиротство в России».

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них — сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях

В 2010 году наметилась положительная тенденция сокращения числа детей-сирот. Количество, выявленных и учтённых за 2010 год детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к 2007 году снизилось на 26,2% и составило 101 017 человек (в 2007 году — 136 790). С 2007 по 2010 годы отмечается снижение на 53,1% количества детей, устроенных в образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год — 29 797 детей, 2010 год — 13 977 детей) Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова.

1.2 Причины сиротства в современном обществе

Группа детей-сирот занимает особое место в составе социально уязвимых групп населения. Дети не могут представлять и отстаивать свои интересы самостоятельно, они зависимы от воли взрослых. Главная задача общества в этой ситуации — интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации Мигунова, Т.А. Социальное сиротство: проблемы и пути решения // Беспризорник. — 2003. — №4. — С. 16.

Наиболее распространенные причины современного сиротства Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. — М.: ГИЦ Владос , 2006. С. 95.:

— смерть родителей, либо дети, потерянные в силу природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к миграции.

— родители, чаще всего мать добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще это наблюдается в младенческом возрасте, отказ новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом;

— органы опеки и попечительства принудительно изымают ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители ведут антисоциальный образ жизни. Лишение родителей родительских прав это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется юридическим документом.

К условиям, провоцирующим сиротство в современных условиях, можно отнести следующие Васильев А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском обществе/ А.Ю. Васильев // Современное право. — М, 2006. №9 — С. 5:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.

Значимым фактором социального неблагополучия и рисков социального сиротства является жилищная проблема. Значительная часть семей либо не имеет собственного жилья (живет в арендуемых квартирах или домах), либо занимаемое помещение не соответствует даже санитарным нормам. Это характерно и для многих многодетных семей, дети из которых вынужденно оказываются в интернатных учреждениях, либо, в худшем случае, на улице Журнал исследований социальной политики / Рыкун А.Ю. Профилактика социального сиротства, 2009.-С 241.

Отсутствие работы, также относится к факторам, обусловливающим резкое сужение ресурсной базы семей и, как следствие, риски социального сиротства. Отсутствие постоянной занятости и регулярных доходов, хроническая бедность не только ограничивает потребление, оно является одним из факторов, меняющих модель поведения индивида. Человек, находящийся в состоянии депривации, начинает испытывать чувство безнадежности, безвыходности, невозможности изменить свое положение, которое оказывается неконтролируемым, неподвластным его воле. Это может постепенно привести к утрате чувства ответственности за себя, свою жизнь, жизнь и благополучие своих детей.

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку. Ролевая некомпетентность родителей приводит к отчуждению в отношениях с детьми, хаотической модели воспитания, при которой ребенок утрачивает способность социальной ориентации, в том числе моральной, а иногда он становится просто обузой для родителей, занятых своими проблемами.

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

Читайте так же:  Что чувствует мужчина если ему отказали?

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих современное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. — Самара, 2003.-С 89..

Лишение родительских прав и отказ от новорожденных являются основными причинами социального сиротства. Проблеме отказа от ребенка в последние годы было посвящено несколько специальных исследований, проанализированы социальные и психологические причины этого явления. В частности, было показано, что, для значительной части женщин отказ от ребенка — это скорее социальная проблема. И если вовремя оказать им юридическую, психологическую и материальную помощь , много отказов от детей можно было бы предотвратить.

Что же касается лишения родительских прав, ежегодно численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, возрастала стремительными темпами.

Вывод: причинами современного сиротства является не только смерть обоих родителей, но и рост числа разводов, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, распространение жестокого обращения с детьми в семьях.

1.3 Формы и средства решения проблемы сиротства

Государственные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома.

Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение — домом, а воспитателей и детей — родственниками.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Школы интернаты. Еще одна форма устройства детей-сирот — это круглосуточные школы-интернаты. Школа-интернат — государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

— интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

— вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

— интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей Гордеева, М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Р.Ф. // Отечественный журнал социальной работы. 2004 .- №1.- С. 36-42..

В них принимаются:

дети-сироты;

дети, отобранные у родителей по решению суда;

дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено.

Различают несколько типов интернатов:

— интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

— вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

— интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. Гордеева, М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Р.Ф. // Отечественный журнал социальной работы. 2004 .- №1.- С. 36 -42..

Семейные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за №223-ФЗ (СК РФ), (в последнем изменении от 23 декабря 2010) определено: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации» Документы/ Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2010).

Граждане желающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
[1]

Усыновление (удочерение) — принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми 34. Кузнецова, И.М. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование// Государство и право. — 2008. — №4. — С. 124-125..

По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства

Усыновление детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами закон ограничивает определенными условиями

Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновления и опеки — усыновление является наиболее оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка Осипова И.И. Феномен вторичного сиротства в современной России // Детский дом: общественно-аналитический ежеквартальный журнал. — 2009. — №1 (30). — С. 14-19..

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребёнка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Опека — вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Опекун осуществляет от имени подопечного сделки, в некоторых случаях лишь с согласия органов опеки и попечительства. В обязанности опекуна входит забота о здоровье и имуществе подопечного, а также воспитание и образование несовершеннолетнего подопечного. Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. — М.; Юрист, 2006. — №1 — С.5-7.

Приемная семья — довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Постановление о приемной семье более мягкое, нежели правовая основа для усыновления. Конечно, главным требованием для приемных родителей были и остаются их добропорядочность и огромное желание взять на воспитание неродного ребенка. Приёмная семья образуется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью Ожанова Р.К. Некоторые аспекты опеки и попечительства как социального института // Вестник Амурского государственного университета: Научно-теоретический журнал. — Благовещенск, 2009. — №20. — С. 49-51..

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей — уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. В договоре определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь — в зависимости от потребностей ребенка Музаева Ю.А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме. — Омск, 2007.-С 243..

Таким образом, к детским домам можно отнести собственно детский дом, детский дом семейного типа.

Детский дом — это государственно-общественная форма устройства детей-сирот. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Школа-интернат, государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Усыновление (удочерение) — принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.[2]

Опека — вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Опекун осуществляет от имени подопечного сделки, в некоторых случаях лишь с согласия органов опеки и попечительства. В обязанности опекуна входит забота о здоровье и имуществе подопечного, а также воспитание и образование несовершеннолетнего подопечного. Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства

Приемная семья — это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей .

В целях возможности оставления ребенка с родителями, оказания им профессиональной помощи, а в случаях невозможности — обеспечение устройства ребенка в замещающую семью, в России разрабатывается такая форма жизнеустройства детей, как патронатное воспитание.

социальный сиротство семья адаптация

Глава 2. Приемная семья как форма борьбы с сиротством

2.1 Роль приемной семьи в решении проблемы сиротства

Российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за №223-ФЗ (СК РФ), (в последнем изменении от 23 декабря 2010) определено: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации» Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2010).

В целях увеличения количества детей, воспитывающихся в семьях, решения проблемы материальной заинтересованности и поддержки граждан, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, была предусмотрена такая форма семейного устройства, как приемная семья. Это особенно важно для детей, которые в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение), попечения родителей.

Граждане желающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
[1]

Приемная семья — это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей (ст. ст. 151-152 СК РФ). Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Читайте так же:  Козерог в любви мужчина

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием ребенка (детей).

Приемная семья — это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения — договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 155 СК). В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом». Как видно, различия невелики Карпунина Е.В. Как усыновить ребенка?. — Москва: Эксмо, 2011. -С 95..

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, — социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой — имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей Ослон В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. — 2001. — №3. — С.79-90..

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

При передаче в приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей:

— дети-сироты;

— дети, родители которых неизвестны;

— дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

— дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими;

— дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

— дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов;

— дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;

— дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст. 121 СК; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе; п. 20 Положения о приемной семье).

Итак, приемная семья — это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей[4]

2.2 Проблемы жизнеустройства детей-сирот в приемной семье

Основополагающим фактором эффективности функционирования замещающей семьи является мотивация принятия в нее ребенка сироты. В исследовании Н.А. Палиевой, Г.Н. Соломатиной приводятся следующие мотивационные комплексы у кандидатов в приемные родители:

а) гармоничный (родители осознанно подходят к выбору ребенка, стараются понять его, взвешивают свои возможности, реально представляют трудности, обладают высокой педагогической культурой);

б) альтруистический (связан с желанием вырвать ребенка из системы, зачастую родители проявляют некритическое отношение к желаниям ребенка, пытаясь удовлетворить любую его потребность, что приводит к издержкам в воспитании);

в) материальный (за счет детей решаются материальные проблемы, у родителей отмечается индифферентное, а иногда даже враждебное отношение к приемным детям);

г) нормативный (быть не хуже других, к детям предъявляются завышенные требования);

д) эгоцентричный (стремление заполнить образовавшуюся брешь после потери собственного ребенка или заполнить пустоту, возникшую после того, как выросли собственные дети, желание воздействовать на кого-либо из членов семьи или исправить свой неудавшийся педагогический опыт). Наиболее позитивным является гармоничный мотивационный комплекс Краснова, В.Г. К вопросу об эффективности патронатного воспитания / В.Г. Краснова // Семья в современном мире: проблемы и перспективы развития : материалы межвуз. науч.-практ.

конф., Волгоград, 16 окт. 2008 г. — Волгоград, 2008. -С. 57- 60..

В последние годы устройство детей в семью все больше приобретает коммерческий характер: ребенка берут в семью ради материальных выгод, а потом с легкостью отказываются от него, когда материальная выгода получена. Потребительское отношение к приемным детям, стремление с их помощью решить свои личностные или семейные проблемы, иногда носит скрытый характер. Возможна ситуация, когда родители, взяв ребенка из детского дома или приюта, хотят продемонстрировать свои педагогические способности, перевоспитав «трудного» ребенка в достойного и успешного. При этом для родителей с такими мотивами усыновления необходимо постоянное выражение благодарности за их поступок.

Ребенок становится средством, с помощью которого взрослые получают необходимые им ресурсы в виде признания, известности, повышения самооценки, если этого нет — ребенка возвращают. Следующим фактором неуспешности воспитания в замещающей семье является отсутствие информированности воспитателей о трудностях взаимодействия с приемными детьми, возникающих особенно остро в период его адаптации к новым социальным условиям.

Младенец (возраст ребенка от 0 до года). До 6 месяцев помещение ребенка в замещающую семью может пройти безболезненно, если семья готова к приему ребенка. С 6 месяцев, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с объектом привязанности, включение ребенка в семью может быть осложнено из-за разрыва первичной привязанности. Особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (это происходит примерно в 8 месяцев). Страх является показателем того, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к сепарации от объекта привязанности, и временно снижаются возможности для формирования новой. Дети негативно реагируют на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, их могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей и т.дНеверова, О.В. Модели устройства детейсирот в контексте социальных изменений / О.В. Неверова // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — №5. — С. 45-53..

Проблемы могут возникать в когнитивной сфере, так как в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни.

Дети от 1 года до 3 лет. У этих детей отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью. В поведении это может проявляться либо в «цеплянии» за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в замещающую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого с ним обращались неадекватно, делая из него «козла отпущения», то этот стереотип он будет пытаться перенести и на замещающую семью. Новая роль может вызвать у него протест. Появление в его окружении старших и / или младших детей также может быть для него неожиданным и нарушать его идентичность. При помещении в замещающую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с «переводчиком» — членом семьи, который «лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты, и соответствующим образом реагировал на них, создавая зону ближайшего развития» Дошкольный возраст. В этом возрасте дети считают, что смена семьи — результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Эгоцентризм и магическое мышление являются характерными особенностями их познавательной сферы и оказывают влияние на формирование подобной реакции. Если искаженные представления о причинах расставания ребенка с семьей не подвергаются коррекции, то магическое мышление сохраняется дольше по сравнению со средней нормой. В этих случаях работа с ребенком при помещении в замещающую семью должна быть направлена на прояснение «магических» представлений о причинах его отделения от бывшего объекта привязанности и помещения в замещающую семью.

Особенно важна проработка его чувства «вины». Обычно ребенку в доступной для него форме сообщается о том, что он не виноват в том, что покинул родную семью. Однако утверждение о том, что ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить о том, что произошло в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возможности? Как члены семьи старались удовлетворить потребности ребенка? У всех ли членов семьи это получалось? Разговор о потребностях и взаимодействии членов семьи для удовлетворения их потребностей помогает детям лучше понимать и контролировать свое поведение, и в то же время дает понять, что они не должны отвечать за поведение взрослых. Если переживания ребенка, основанные на магическом осмыслении причин сепарации и помещения в замещающую семью, не находят выхода ни в беседе, ни в диагностической игре, ключом к их пониманию могут стать эпизоды странного (на первый взгляд, бессмысленного) поведения ребенка Карпунина Е.В. Как усыновить ребенка? — Москва: Эксмо, 2011. — С 123.. Младший школьный возраст. У детей этого возраста за сепарацией от объекта привязанности и помещением в замещающую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о «хорошем» и «плохом». С одной стороны, детям этого возраста легче переносить сепарацию, так как они способны представлять себе план работы с замещающей и кровной семьями и удерживать временную перспективу. С другой стороны, они способны на длительную привязанность, даже когда контакты с объектом привязанности прерваны, поэтому даже через несколько лет после помещения ребенка в новую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о нем прежде Краснова, В.Г. К вопросу об эффективности патронатного воспитания / В.Г. Краснова // Семья в современном мире: проблемы и перспективы развития : материалы межвуз. науч.-практ. конф., Волгоград, 16 окт. 2008 г. — Волгоград, 2008. -С. 57- 60..

Читайте так же:  Как начать общаться с парнем который нравится?

Подростковый возраст. В этом возрасте потеря значимых лиц может спровоцировать депрессию. При этом сам подросток может стать инициатором разрыва с кровной семьей и помещения в замещающую. Он берет на себя ответственность за свою жизнь, прилагает усилия для того, чтобы поделиться наболевшей проблемой со специалистом (соцработником), например, сообщая о насилии в семье. Но иногда проблема не так серьезна и может быть решена в домашнем окружении подростка. Однако он все равно обращается за помощью, используя смену жизненной ситуации как копинг-стратегию.

В подростковом возрасте потребность в чувстве принадлежности определенной культуре, роду, семье, обостряет конфликт лояльностей у молодых людей, переживших сепарацию от родной семьи достаточно давно. Такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «признаков крови», что может привести к глубоким конфликтам с приемными родителями и наложить отпечаток на их психологическую идентичность

Проблемы формирования привязанности приемный ребенок — замещающий родитель.

Многие авторы отмечают множество трудностей, с которыми сталкиваются усыновители и приемные дети даже в самых благоприятных условиях.

Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязанности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сразу после рождения. Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы усыновляемого, что существенно затрудняет у него формирование эмоциональной привязанности к новым родителям.

Для таких детей характерна тенденция к проявлению гиперконтролируемого, конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение может глубоко фрустрировать родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как ребенок должен вести себя.

Ребенок, попадая в принимающую его семью, взаимодействует не просто со взрослым, который занимается его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, то есть имеет дело уже с системными процессами. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и либо переструктурируется (как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репертуара стратегий функционирования), либо отвергает ребенка. В процессе интеграции ребенок становится либо частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение об его адаптации, либо остается внешним элементом и, как результат, — дезадаптируется. Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Особенно для российской семьи (в силу слабости супружеской подсистемы) одним из наиболее кризисных этапов развития является «пустое гнездо». Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает «работать» в кризисном режиме. Это позволяет объяснить, во-первых, мотивацию приема детей-сирот в некоторых семьях с целью разрешения новых проблем прежними способами (прием ребенка, когда собственные дети повзрослели), во-вторых, попытку разрешить старые, накопившиеся в системе проблемы за счет новых членов семьи. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей, так как новая система — замещающая семья — может быть разрушена под тяжестью неразрешенных проблем «базисной» семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка (особенно с течением времени) становятся такой же «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей семейной системы), как и нарушения у кровных членов семьи.

Замещающая семья имеет собственные закономерности развития, опора на которые позволяют выстроить эффективное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи на сложных этапах приема независимо от формы семейного жизнеустройства.

2.3 Адаптация детей — сирот в приемной семье: трудности и пути их решения

Возникновение понятия «адаптация» относится ко второй половине XVIII века (от лат. аdapto — приспособляю, adaptane — приспособление, adaptacio — приспособляемость, приспосабливаемость) и связано оно с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. Постепенно границы применения данного понятия расширились, и в настоящее время в научной литературе понятие «адаптация» трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.

Адаптация ребенка включает ряд подуровней: адаптация к своему физическому «Я», адаптация к себе как «самости» (самоидентификация), социальная адаптация, проявляющаяся в идентификации себя с определенной социальной общностью (нация, страна, семья) и адаптация к требованиям, предъявляемым индивиду социальной средой.

Адаптация выступает в форме психологических механизмов имитации (подражание) и идентификации (отождествление), что обуславливает огромную роль непосредственного окружения ребенка. Тем самым, ребенок может быть хорошо адаптирован, например, в криминальной среде, и одновременно дезадаптированным в благоприятных условиях.

Термин «адаптация» стал неизменным в современной практической и теоретической психологии, где его употребляют, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям социальной среды, с другой, адаптация выступает, как процесс приспособления человека к меняющимся условиям, который представляет собой сложное и многогранное явление.

В педагогике рассматривается такое понятие как «социальная адаптация» и под этим понимается активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов).

Термины «адаптация» и «социальная адаптация» являются неизменными в современной практической и теоретической психологии, социальной педагогике.

Т.А. Василькова и Ю.В. Василькова рассматривают такой вид адаптации как социально-психологическая, которую они определяют как адаптацию к общению, зависящую от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивая личности комфортность в социальной среде Захарова Ж.А. Программа подготовки замещающих родителей/ Под ред. В.М. Басовой. — Кострома: Авантитул, 2006.-С 123.

В последнее время широко используется такое понятие, как «адаптация детей-сирот». Адаптация ребенка в новой семье — это процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям. Адаптация приемного ребенка в семье, как подчеркивает Ключников С.В Ключников, С.В. Адаптация социально незащищенных детей как педагогическое явление / С.В. Ключников // Интеграция образования. — 2004. — №2. — С. 105-113., осуществляется с помощью широкого спектра средств, обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он растет и воспитывается, а также возрастными особенностями. К ним относятся: уход за ребенком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров мирового искусства). У детей формируются умения строить общение с приемными родителями, воспитателями, учителями, сверстниками, происходит последовательное приобщение приемного ребенка к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, спорте, а также в семейной, общественной и религиозной.

Проект «Ступени» предполагает реализацию авторской программы превентивной социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа разработана профессиональными методистами и психологами Регионального общественного движения «Петербургские родители» на основе более чем 6-летнего опыта работы с детьми-сиротами как эффективное дополнение к существующей на сегодняшний момент общеобразовательной программе.

Цель

Цель программы «Ступени» – развитие социальных навыков, познавательной активности детей-сирот, расширение их контактов с социумом.

Социальная значимость проекта

Статистика показывает, что всего порядка 1% выпускников детских домов и школ-интернатов способны создать крепкую семью и состояться профессионально. Около 80% выпускников имеют проблемы с законом, 40% повторяют путь своих родителей и становятся алкоголиками и наркоманами, около 10% в течение нескольких лет после выпуска заканчивают жизнь самоубийством. 

Общеизвестно, что воспитанники детских домов существенно отстают от своих сверстников в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии, причиной чего являются, в частности, отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, массовый, коллективный характер воспитания, высокая регламентация, монотонность жизни детей-сирот, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка.

Преимущества авторской программы «Ступени»:

  • Использование передовых методик арт-терапии (рисуночная терапия, игротерапия, драматерапия, музейная терапия и т.д.).
  • Комплексность: программа состоит из 4 модулей (интеллектуальное развитие, коммуникативные навыки, культурное развитие, бытовые навыки).
  • Учет возрастных особенностей детей: программа рассчитана на 4 возрастные группы (5 – 7, 8 – 11, 12 – 14, 15 – 18 лет).
  • Интерактивность и проактивность.
  • Ориентация на расширение контактов детей с социумом.
  • Возможность мультипликации в других учреждениях для детей-сирот.

Информация о Движении:

Региональное общественное движение «Петербургские родители» — юридически зарегистрированная некоммерческая организация, основанная с 2006-ом году.[5]

Председатель Совета Движения – Уварова Лада Борисовна.

Уставная деятельность Движения – помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

На данный момент количество подшефных учреждений более 70 (детские дома, приюты, дома ребенка, детские больницы и школы-интернаты), в них реализуется 14 проектов, направленных на улучшение качества жизни детей-сирот и их устройство в семью.
В 2010 году РОД «Петербургские родители» удостоено первого места в номинации «Добровольчество в некоммерческих неправительственных организациях (НКО)» — лучший проект года.

Одной из самых важных задач общеобразовательных учреждений, в которых воспитываются дети-сироты, является создание необходимых условий для позитивного развития воспитанников, включая организацию деятельности по их социальной адаптации и профилактике правонарушений.

Авторы предлагают некоторые организационно-педагогические рекомендации по социальной адаптации детей-сирот. 

Социализация – это процесс становления человека в системе социальных отношений, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли. Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в социальной среде, в полноценном обществе людей. Существуют два подхода в понимании сущности социализации, различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объекта социализации .

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему .

Читайте так же:  Как полюбить мужчину который любит меня?

Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность – сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.

На социализацию  человека  влияет  ряд  факторов,  требующих  от  него  определенного поведения и активности. Первая группа — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют  на  социализацию  всех  жителей  планеты,  а  также  больших  групп  людей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.) Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. К ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли («образ» роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений искусства, под влиянием средств массовой информации и других источников.

Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели школы-интерната и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей.

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзионый «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей и тех, кто с ними взаимодействует. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль должна реализовываться человеком в течение всей его жизни .

Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник интерната прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.

Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении  внимания  на  нем.   В  деятельности  происходит  освоение  новых  социальных   ролей и осмысление их значимости. Включение  детей-сирот  в социальную  деятельность  является процессом, в ходе которого происходит следующее:

  • выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;
  • формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
  • приобретения опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.  В   процессе   социализации  решаются  три  группы   задач:   адаптация,   автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

У воспитанников детских домов — масса проблем. Одна из основных — успешно влиться в  общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека и основная миссия общеобразовательного учреждения, в котором воспитываются дети-сироты — помощь в социальной адаптации воспитанников. В психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «социальная адаптация», акцентирующих внимание на различных сторонах этого явления. Кроме того, различные науки: философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация — это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды.

Социальная адаптация — один из ведущих механизмов социализации личности. Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни . Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс, и как результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития. Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту,  социальным  нормам  и  правилам,   принятым   в   этом   социуме.   В   отношении   ребенка она — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского дома, школы. Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

С   педагогической   точки   зрения   нам   важно,   чтобы   этот   процесс   был    целенаправленным и управляемым. Основной целью целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и нацеленной на самореализацию. Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат. Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.). Она может проявляться в течение какого-то времени и привести к совершенно разным последствиям. В частности, дезадаптация может иметь вяло текущий характер и практически быть незаметной, становясь на определенном этапе серьезной проблемой личности; проявляться резко выраженью, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя.

В специальной литературе и на практике встречается использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др. Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам нам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий  в  классе   ученик.  В   то  же  время  плохая   успеваемость  может  быть  результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, нежелания учиться и др. .

Читайте так же:  Парень не говорит что любит

Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентациях, социальных установок. У подростков это приводит к бродяжничеству, аморальному поведению, правонарушениям и преступлениям, алкоголизму и наркомании, а в конечном итоге — к неумению найти свое место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Очевидно, что процесс социальной адаптации не проходит автоматически гладко, и все вышесказанное говорит о важности целенаправленного влияния на этот процесс.

Сложность ситуации заключается в том, что остаются проблемы снижения роли социального института семьи, растет число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Причинами такого положения дел являются снижение роли семьи в нравственно-духовном формировании личности ребенка, а также ответственности родителей за воспитание детей, материальные и жилищные трудности, особенно молодых семей, недостаточное взаимодействие школы, семьи и общества, слабая пропаганда ценности семьи и семейного воспитания.

Социальная адаптация сирот осуществляется в искаженном виде, как защитная агрессия, которая может при определенных условиях перерасти в противоправное поведение. Многие выпускники из-за отсутствия места жительства и работы попадают в среду повышенного риска. Нельзя сказать, что этим вопросам мало уделяется внимания в интернатных организациях — работа по социальной адаптации ведется. Но проблема в том, что воспитанники, получая знания в том или ином направлении, в момент пребывания в сиротском учреждении, воспринимают их как «игру-занятие». Дети не присваивают их как жизненно-необходимый опыт, так, как в этот конкретный момент они находятся на обеспечении государства, и у них нет острой необходимости в овладении данным опытом как модели для себя. Необходимо развивать направленность деятельности по воспитанию детей-сирот в виде превентивной, предупреждающей   системы   действий,   направленной   на   обеспечение   полноценного   личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе. Формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуапьного подхода к каждому ребенку, осуществление гармонизации и гуманизации социальной среды в образовании, становление и развитие многопрофильмой системы оказания квалифицированной помощи всем субъектам образовательного пространства: детям, родителям, преподавательскому составу.

По мнению О.С. Газмана, «очень важно, что именно школа возвращается к проблеме воспитания, отношений и воспитательной деятельности, и не только потому, что нет единства в деятельности семьи и дополнительного образования, но и потому, что именно школа (педагоги) берут сегодня на себя ответственность за исполнение функции воспитания по воле сердца, разума и профессионального долга» . Сегодня известно свыше трех десятков концепций, множество определений самого понятия воспитания,   которые   значительно   расходятся   между   собой   как   в   понятийном   аппарате,        так и в целеполагании. Однако, не вызывает сомнения то, что целенаправленное воспитание и образование должно охватывать все возрастные группы школьников, что процесс воспитания должен быть непрерывным. Средовой подход в построении воспитательного процесса привлекает внимание отечественных исследователей и педагогов-практиков на протяжении нескольких десятилетий. Советской, а затем – казахстанской педагогической наукой накоплен большой объем теоретических и прикладных знаний в области педагогики среды.

Анализ проведенных за последние годы исследований позволяет констатировать, что недостаточное научно-методическое обеспечение организации воспитательного и учебного процесса в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах тормозит физическое и психологическое развитие детей-сирот,  что в дальнейшем препятствует нормальному жизненному становлению воспитанников. В сложившейся структуре учебных заведений для детей со статусом ребенка-сироты и ребенка, лишенного попечения родителей, фактически отсутствует система социальной поддержки подростков после окончания их пребывания в данном учреждении.

Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из школы-интерната. В качестве основных показателей адаптированности воспитанников можно отметить следующие признаки:

  • во-первых, насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;
  • во-вторых, насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;
  • в третьих, насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;
  • еще один признак успешной социальной адаптации — отсутствие девиантного поведения.

Формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуапьного подхода к каждому ребенку, осуществление гармонизации и гуманизации социальной среды в образовании, становление и развитие многопрофильмой системы оказания квалифицированной помощи всем субъектам образовательного пространства: детям, родителям, преподавательскому составу. Конвенция о правах ребенка определила основные задачи, позволяющие реализовать новые возможности для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Одной из таких задач является  «возможность определения себя  как  личности, реализации своих возможностей в   безопасных и благоприятных условиях: в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие, в   среде, в образовательных и учебно-воспитательных учреждениях». Дети должны быть подготовлены ответственной жизни в свободном обществе . Одной из самых важных задач общеобразовательных учреждений, в которых воспитываются дети-сироты являются создание необходимых условий для позитивного развития воспитанников, включая организацию деятельности по их социальной   адаптации и профилактике правонарушений. Вместе с тем, анализ педагогической практики показывает, что разработка отдельных мероприятий в этом направлении, не затрагивающих глубинных причин явления, оказывается малоэффективной.

Незанятость подростков во внеучебное время, недостаточно развитая сеть подростковых клубов, спортивных  секций,  недостатки  в  организации   летнего   отдыха,   дворовой  досуговой деятельности и, особенно, в привлечении старших подростков к активному общественно-полезному труду являются основными причинами асоциального поведения детей. В связи с этим, для развития дополнительного образования детей всех категорий во внеурочное время необходимо укрепление внешкольных организаций соответствующими кадровыми, материальными, методическими ресурсами. Исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе и развития у них общественно значимой и творческой активности, необходимо продолжить развитие сети досуговых центров, общественных детских объединений, обеспечить доступ детей всех категорий в учреждения культуры и отдыха с участием неправительственных общественных организаций.

Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающих. Широко внедряемый в последние годы гуманно ориентированный подход к решению проблем образования по-иному определяет цели воспитания. Здесь оно уже не рассматривается как целенаправленное формирование личности соответствии с заданным идеалом. На первое место выходит создание условий для саморазвития личности. Гуманистическая позиция требует осознания и признания будущего гражданина как главной ценности в образовательном процессе, осознания и признания его способности и права на саморазвитие, признание приоритета «субъект-субъектных» отношений определяющими в образовательном взаимодействии педагога и воспитанника. В свете идей гуманизма воспитания является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях. В этом случае воспитанник — не только активный субъект жизни, но и активный субъект воспитания (точнее, самовоспитания). Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры.

Таким образом, можно констатировать, что жизнь на современном этапе развития общества требует качественно нового, социально-педагогического подхода к воспитательной деятельности всех институтов общества, важнейшим из которых является школа. Это позволяет достичь воспитательная система учебного заведения – мощный инструмент, имеющий возможность усилить процессы социализации детей и подростков. Актуализация проблем воспитания в современных условиях, появление воспитательных учреждений нового типа — социальных служб, введение институтов социальных педагогов и социальных работников обусловили возрастание интереса ученых к методологическим и теоретическим исследованиям в области социальной педагогики.

Литература

  1. Мухина В.С. Лишенные родительского попечения. — М: Просвещение, 1991. — 170 с.
  2. Дубровина И.В. Лисина М. И. Особенности жизненного развития детей в интернатных учреждениях // Социальные проблемы сиротства. — М., 1992. — С. 14-15.
  3. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения / Пер. К.Э. Сенкевич. — М.: Педагогика, — 220 с.
  4. Иванова Н.П. Детский дом — теплый дом (о некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот. — М.: Дом, 1995. — 240 с.
  5. Байбородовой Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. — Ярославль, 1997. — 150 с.
  6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Сб. статей. — М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 10-39.
  7. Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 № 345-11 ЗРК.

Проект «Ступени» предполагает реализацию авторской программы превентивной социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа разработана профессиональными методистами и психологами Регионального общественного движения «Петербургские родители» на основе более чем 6-летнего опыта работы с детьми-сиротами как эффективное дополнение к существующей на сегодняшний момент общеобразовательной программе.

Цель

Цель программы «Ступени» – развитие социальных навыков, познавательной активности детей-сирот, расширение их контактов с социумом.

Социальная значимость проекта

Статистика показывает, что всего порядка 1% выпускников детских домов и школ-интернатов способны создать крепкую семью и состояться профессионально. Около 80% выпускников имеют проблемы с законом, 40% повторяют путь своих родителей и становятся алкоголиками и наркоманами, около 10% в течение нескольких лет после выпуска заканчивают жизнь самоубийством. 

Общеизвестно, что воспитанники детских домов существенно отстают от своих сверстников в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии, причиной чего являются, в частности, отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, массовый, коллективный характер воспитания, высокая регламентация, монотонность жизни детей-сирот, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка.

Преимущества авторской программы «Ступени»:

  • Использование передовых методик арт-терапии (рисуночная терапия, игротерапия, драматерапия, музейная терапия и т.д.).
  • Комплексность: программа состоит из 4 модулей (интеллектуальное развитие, коммуникативные навыки, культурное развитие, бытовые навыки).
  • Учет возрастных особенностей детей: программа рассчитана на 4 возрастные группы (5 – 7, 8 – 11, 12 – 14, 15 – 18 лет).
  • Интерактивность и проактивность.
  • Ориентация на расширение контактов детей с социумом.
  • Возможность мультипликации в других учреждениях для детей-сирот.

Информация о Движении:

Региональное общественное движение «Петербургские родители» — юридически зарегистрированная некоммерческая организация, основанная с 2006-ом году.[5]

Председатель Совета Движения – Уварова Лада Борисовна.

Уставная деятельность Движения – помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

На данный момент количество подшефных учреждений более 70 (детские дома, приюты, дома ребенка, детские больницы и школы-интернаты), в них реализуется 14 проектов, направленных на улучшение качества жизни детей-сирот и их устройство в семью.
В 2010 году РОД «Петербургские родители» удостоено первого места в номинации «Добровольчество в некоммерческих неправительственных организациях (НКО)» — лучший проект года.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.
  2. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — М.: Питер, 2017. — 672 c.1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 c.
  3. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.
  4. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.
  5. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Харизматичный лидер. Переговоры с удовольствием. Энергия контакта (комплект из 4 книг) / Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 415 c.
  6. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.
  7. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.
Социальная адаптация детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here