Проблемы с детьми

Сегодня предлагаем разобраться с темой: "Проблемы с детьми". Мы подготовили актуальный материал, полностью описывающий тему. Если у вас возникли вопросы, то их можно задать в комментариях.

Проблемы с детьми 34

Конечно, кризис трехлетнего возраста совсем не похож на кризис среднего возраста – ни по характеру проявления, ни по сроку длительности, ни по причинам возникновения. Но родителям от этого нисколько не легче. Как справиться с капризами ребенка 3-х лет и найти с ним общий язык? Как найти общий язык с трехлетним ребенком, воспитать малыша послушным и в то же время не помешать развитию его самостоятельности? Этим и другим вопросам правильного воспитания ребенка в 3 года посвящен этот материал.

Какие проблемы и трудности возникают при воспитании ребенка 3-х лет

Принято считать, что самый трудный период в развитии ребенка — подростковый, когда он из опекаемого и зависимого детства вступает в самостоятельную жизнь. Однако не менее важным и трудным является кризис трехлетнего возраста у ребенка, который психологи определяют как переломный момент в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок мысленно отделяет себя от матери и понимает сущность своего «Я». Он определяет свое место в окружающем мире и осознает свою самостоятельность и индивидуальность. Особенностью трехлетнего возраста, достоверным показателем процесса взросления является тот факт, что ребенок перестает говорить о себе в третьем лице и воспринимает себя как личность, то есть у него появляется самоосознание.

Трудности в воспитании ребенка 3-х лет — это не патология, а необходимая и неизбежная реальность. В сознании ребенка происходит процесс формирования личности, становление основных черт характера, определяется отношение к членам семьи и окружающим людям, развивается способность взаимодействия с ровесниками и взрослыми в игре и повседневной жизни. Установление таких сложных отношений и многообразных связей почти всегда протекает непросто.

Недаром это явление было названо психологами «кризисом трехлетнего возраста» и впервые было описано известным австрийским психологом Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Рассказывая о том, какие проблемы ребенка 3-х лет проявляются ярче всего, Келер выделила следующие симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

Проблемы с ребенком в 3 года: советы родителям по правильному воспитанию

Еще недавно послушный и ласковый малыш неожиданно становится маленьким тираном, превращающим самое простое дело в преодоление полосы препятствий: «то на прогулку не соберешь, то домой не загонишь», «то суп не буду, то кашу не хочу», «на улице летняя жара, а он на прогулку только в резиновых сапогах собирается», «всегда так любил купаться, а теперь в ванну не загонишь».

Каждая мама может привести тысячи подобных примеров таких психологических проблем детей 3-х лет: упрямство, непослушание, своеволие и стремление поступать вопреки логике ставят родителей в тупик, вызывают растерянность и порою бессилие. А маленький строптивец как будто радуется одержанным победам и продолжает нарушать родительские запреты, объявляя себя в состоянии войны с окружающими.

Как реагировать на капризы ребенка 3-х лет: отшлепать, поставить в угол, лишить сладкого? Применение строгих воспитательных мер — самый простой и самый ненадежный способ преодоления кризисного противостояния.

Прежде всего, вы должны понять, что иметь дело со строптивым упрямцем тяжело не только вам. Больше всего страдает сам малыш, который неожиданно обрел независимость, но не знает, как распорядиться ею. Он хочет многое делать сам, но одновременно требует от окружающих, чтобы все происходило по его желанию. Стремление ребенка к самостоятельным поступкам надо уважать, но не следует потакать ему во всем, подавляя детский бунт выполнением всех его условий.

Самый главный совет родителям детей 3-х лет – наберитесь терпения, постарайтесь проанализировать ситуацию и понять, что привело к конфликту. Если причина его раздражения вам понятна, то скандал можно подавить в зародыше.

Как реагировать на капризы ребенка 3-х лет и бороться с ними

Иногда в конфликте виновата сама мама. Пообещала малышу поиграть с ним в прятки, а сама заболталась с подружкой по телефону. Малышу обидно, и мирная семейная обстановка накаляется от нежелания крохи выполнять мамины просьбы и от стремления поступать наоборот. Умная и справедливая мама знает, как бороться с капризами ребенка в 3 года и как поступить в таком случае: надо попросить у малыша прощения, и конфликт будет исчерпан. Если извиниться перед крохой вы считаете ниже своего достоинства, значит, между вами никогда не будет равных и доверительных отношений, а с возрастом дистанция между ребенком и родителями лишь увеличится.

Иногда причиной проблем родителей с детьми 3-х лет служит усталость или переутомление малыша, избыток впечатлений от посещения цирка (зоопарка, театра), недостаточное внимание к нему со стороны родителей. Отнеситесь с пониманием и участием к его проблемам, не раздражайтесь в ответ на его капризы, а обнимите и приласкайте бунтаря, чтобы он не чувствовал себя одиноким и покинутым. Психологи утверждают, что ребенок в стрессовом состоянии нуждается в тесном физическом контакте с близким человеком. Даже в тех случаях, когда малыш противится вашей ласке, не отступайте, а обнимите его крепко и нежно, чтобы в надежных маминых объятиях он обрел покой и убежище от всех бед.

Помните о том, что в головном мозге ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и разбушевавшийся малыш не может успокоиться даже тогда, когда причина конфликта уже ликвидирована и забыта. При возникновении проблем в воспитании ребенка 3-х лет помогите ему справиться с эмоциями, самостоятельно сделать это он не может.

Нередко конфликт возникает на пустом месте, без малейшего повода и причины, когда ребенок негативно относится к любым просьбам и предложениям взрослых, требует выполнения самых абсурдных желаний и своей несговорчивостью доводит всю семью до белого каления. Иногда он специально провоцирует скандал в общественном месте, чтобы вынудить мать пойти на уступки и выполнить его требование под влиянием «зрителей». Вам, наверное, доводилось наблюдать подобные сцены в магазине, когда ребенок (свой или чужой) просто валится на пол и заливается ревом, добиваясь покупки вожделенной игрушки или запретного лакомства. Как бы ни кипело все внутри, как бы ни хотелось прилюдно отшлепать скандалиста, сохраняйте спокойствие и совершайте необходимые покупки. Потом предложите малышу подняться и пойти домой или на детскую площадку. В случае отказа поворачивайтесь и выходите из магазина. Оставшись наедине с незнакомыми людьми, бунтарь сразу превратится в пай-мальчика и последует за вами. Если каждый раз в подобной ситуации вы будете удовлетворять все его требования, чтобы не вызывать осуждения у окружающих, малыш научится манипулировать вами и станет добиваться исполнения желаний недозволенными способами. В родной семье эти способы окажутся действенными, а в детском коллективе такой номер не пройдет, и взаимоотношения с ровесниками грозят перейти в противостояние.

Когда маленький скандалист требует выполнения очередной прихоти, старайтесь сохранять спокойствие и объяснить, по какой причине его требование не может быть выполнено. При возникновении проблем с ребенком в 3 года не «клеймите его позором», не взывайте к совести, а серьезно, но доступно обрисуйте создавшуюся ситуацию. Ребенок должен понять, что любящая мама недовольна его поведением и сердится на него. Так он приобретает новый эмоциональный опыт и познает, что любой человек может одновременно испытывать противоречивые чувства: «мама меня любит, но сейчас рассержена на меня».

Маленького ребенка можно легко и просто отвлечь от конфликта, переключив его внимание на что-нибудь другое: начать рассказывать сказку, показать красивую собачку, попросить помощи в поисках пропавшей перчатки и т. д.

Чем старше становится ребенок, тем меньше подходит для него этот способ. Возможно, для мамы переключить внимание капризули на другой предмет проще, чем разрешить конфликт путем переговоров. Но тем самым вы мешаете ребенку находить выход из трудных ситуаций, и в дальнейшем он станет уворачиваться от неприятных переживаний и необходимости правильного выбора. А вот умение разобраться в конфликте и найти оптимальное решение пригодится ребенку и в дальнейшей жизни.

Как научить ребенка 3-х лет слушаться родителей

К счастью, кризисный период недолог. И переход ребенка на качественно новый уровень развития личности завершается формированием нового мироощущения, пониманием собственных желаний и намерений и умением анализировать и объяснять их. А самостоятельность и независимость от взрослых приобретают новые черты и базируются уже не на своеволии и упрямстве, а на приобретенных навыках и умении выполнять действия без посторонней помощи. Малыш становится способным оценивать свои поступки, он гордится успехами и переживает неудачи, но не всегда адекватно относится к ним: иногда чрезмерно хвастается удачным делом или громко рыдает из-за испорченного рисунка.

Хвастовство в этом возрасте — характерная черта психологического развития ребенка, помогающая ему повысить собственную самооценку, и не следует грубо и резко обрывать «хвастунишку».[1]

[1]

Однако надо соблюдать границы, пересечение которых грозит приписыванием себе несуществующих заслуг и побед.

Читайте так же:  Стоит ли встречаться с девушкой которая не нравится

Недостаточное признание его успехов со стороны взрослых, а то и постоянные придирки и обвинения в лености и неспособности делают ребенка неуверенным в себе, подавляют инициативу из-за боязни сделать что-нибудь неправильно и превращают его в пассивного исполнителя.

Как научить ребенка 3 лет слушаться родителей, при этом не давя на малыша? Доброжелательное и заинтересованное отношение взрослых к его делам поможет ребенку осознать ценность и неповторимость своей личности, объективно оценивать способности и возможности и не бояться выступать с инициативой и предложениями.

Как справиться с капризами ребенка 3-х лет и найти с ним общий язык

Проблемы с детьми 148

Критический период в своем развитии проходят все малыши-трехлетки, а вот его течение зависит в первую очередь от понимания взрослыми тех сложных превращений и изменений, которые претерпевает психика ребенка. Нервная система малыша еще недостаточно зрелая, поэтому приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Если малыш окружен любящими людьми, которые понимают и поддерживают его в это непростое для него время, то негативные стороны поведения сглаживаются и нивелируются повышенной заботой и вниманием взрослых. Сложности и перекосы в отношениях преодолеваются взаимными усилиями, и кризис исчерпывает себя, едва начавшись.

Другое дело, когда у родителей не хватает ни терпения, ни желания разбираться с «психологическими тонкостями», и они требуют от ребенка беспрекословного послушания и строгого выполнения правил поведения. Происходит борьба по принципу «кто кого», но победителя в ней не бывает. На стороне взрослых физическая сила, которую они применяют, чтобы сломить упрямство и сопротивление ребенка. И малыш из-за опасения наказаний подчиняется или с помощью обмана и выдумки пытается защититься от вмешательства в свой внутренний мир. Так нарушается связь между родителями и ребенком, происходит отчуждение, от которого страдают обе стороны. Чтобы найти общий язык ребенком в 3 года, относитесь к малышу с уважением в любом возрасте. Пусть он еще маленький, но он не ваша собственность, а самостоятельная личность и имеет право на уважение. Чувство самоуважения обязательно должно сформироваться у ребенка, так же как и повышение самооценки — это очень важно для дальнейшего развития личности.

Как же справиться с капризами ребенка 3-х лет, если трехлетний малыш не проявляет самостоятельности, а продолжает оставаться «под маминым крылом», не испытывая желания выбраться на волю? У такого спокойного «ангелочка», возможно, нарушено самосознание, и он не чувствует границ собственной личности. А это уже серьезный повод для обращения к психоневрологу. Чем раньше специалист определит проблему, тем проще будет избежать нежелательных последствий с помощью развивающих игр, занятий и особого родительского внимания.

Никто не рожден идеальным родителем или примерным ребенком, следует учиться на опыте конфликтов и разногласий создать теплые и доверительные отношения.[3]

Проблемы с детьми 129

9-тимесячное ожидание малыша сближает родителей и настраивает их на совершено другой, новый для них формат жизни. Но сразу с первого дня рождения любимого чада родители сталкиваются с рядом проблем. Начинаются бессонные ночи, семейные дискуссии о воспитании и питании, выборе детского сада, няни, школы, иностранного языка и спортивных секций. А дальше первая любовь и первые разочарования, выбор любимого стиля музыки, вхождение в новую компанию друзей и понеслось…

5 основных проблем родителей и детей:

1. Внимание

Новоиспеченным родителям сложно заставить себя отдать все свое свободное время не себе, а другому человечку. Это утомляет и иногда раздражает.

Конфликт материнства и устоявшихся ценностей, связанных с карьерой, личным ростом, самоутверждением и саморазвитием женщины, как личности встает с первого дня рождения малыша. Должно пройти время, чтобы молодая мама смогла сбалансировать свою новую жизнь и четко разделить время на семью и себя любимую. Со временем станет ясно, что именно это умение мамы воспитает лучшее в ребенке и создаст семейный уют.

Ребенку нужен «объект, к которому он будет привязан» круглосуточно, это воспитывает в нем доверие к окружающему миру, чувство уверенности в завтрашнем дне и безопасности.

Отцы долго привыкают к новому состоянию, это занимает не один год, и в это время они ревностно следят за тем, как все внимание любимой женщины уже сконцентрировано не на нем одном. Следует учиться снимать «очки эгоиста» и наслаждаться каждым днем и новыми подвигами малыша.

2. Чрезмерная родительская опека

Часто родители слишком опекают своих детей и не дают им набить «шишки» самостоятельно. Они сами выбирают одежду, друзей, делаю выводы, и принимают решения за своих чад, лишая их самостоятельности, без которого их счастливое будущее практически невозможно. Задача родителей – научить ребенка самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия своего выбора и своих поступков.

3. Проблемы в школе

Постоянные вызовы в школу за плохую успеваемость и дисциплину, конфликты со сверстниками, систематическое невыполнение домашних заданий, прогулы уроков…и это не полный список того, с чем сталкивается родители подростка. В этом случае не нужно бороться с каждым отдельным пунктом в графе «проблемы ребенка в школе». Нужно стараться воспитать в нем чувство ответственности и самостоятельности. Именно эти черты характера реально помогут Вашему ребенку в его будущем.

4. Непонимание

В определенном возрасте дети начинают отдаляться от родителей, считая, что они не понимают их. Через это прошли все, и бояться этого не стоит. Это период, от которого сбежать практически невозможно.
Не нужно давить на ребенка, следует откровенно отвечать на все вопросы, так как Ваш малыш узнает все ответы на улице, а это не будет способствовать поднятию Вашего авторитета в его глазах.

Не судите строго детей за их поступки и действия, лучше объясните, что они потеряли, сделав такой выбор и как можно это исправить. Но нельзя заставлять их признавать свою вину, просто укажите на решение проблемы, но не настаивайте на своей правоте.

5. Проблема поколений

Несоответствие временных рамок и жизненных целей. Каждое поколение живет в свое время, сталкивается со своими проблемами. Дети растут, изучая другую культуру, и пользуются новыми технологиями. Мир меняется каждый день, а взгляды родителей часто остаются консервативными, что и сказывается на взаимопонимании родителей и детей.

Нужно помнить, что дети Вас любят, но они имеют право выбирать свой путь, решать задачи своими методами и смотреть в ту сторону, которая интересна им, а не Вам.

Марина Познякова,
специально для Клуба родительского мастерства

Исследования условий, влияющих на психическое развитие в онтогенезе, часто сосредоточиваются на различных аспектах мик­росоциальной ситуации развития ребенка, что вполне закономерно и оправданно в стабильные периоды социальной жизни, но ока­зывается явно недостаточным во времена значительных обществен­ных преобразований. Однако именно такие периоды обнажают подлинную силу влияния особенностей исторической эпохи, вы­павшей на долю подрастающего поколения, на своеобразие его

развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей и подростков от мощного воздействия макросоциальных факторов. Есть все основания утверждать, что последние 10— 15 лет карди­нально изменили жизнь большей части населения нашей страны. Начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки обще­ства открыли перед людьми немало новых возможностей, но в то же время повлекли за собой глубокие и непредсказуемые соци­альные трансформации, очень скоро перешедшие всистемный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Глубокие измене­ния социальной структуры общества (прежде всего социальная дифференциация) и общественно-экономических отношений, дискредитация прежних и внедрение совершенно новых ценност­ных ориентиров — эти и многие другие вызовы времени потребо­вали от людей максимального напряжения сил для адаптации к резко изменившимся условиям. Миллионы людей были вынужде­ны сменить не только место работы, но и профессию, а тои место жительства, изменить свой социально-профессиональный статус и т.д. Возникла новая для нашей страны (и весьма немалая по численности) социальная категория людей, не имеющих рабо­ту. Люди пережили обесценивание своего советского прошлого и стали привыкать жить в обществе, основанном на принципах за­падного индивидуализма, диктуемого принципами рыночной эко­номики.

Естественно, что столь глубокие трансформации в обществе не могли не сказаться на психологическом состоянии людей, не за­тронуть семью как наиболее чутко реагирующую и уязвимую часть социального организма. Именно семья, в том числе дети, во многом приняла на себя груз происходящих в макросоциуме перемен.

Среди многочисленных проблемных категорий детей, появив­шихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия, бесспорно, наиболее тяжелую (и исчисляемую примерно полутора миллионами!) составляют так называемые со­циально дезадаптированные, т.е. беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты. К ним при­мыкаютдети с особыми нуждами — дети беженцев и переселен­цев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные занятия. Естественно, что такие дети практически не бывают на приеме в психологической консультации и могут попасть в круг внимания психологов главным образом лишь тог­да, когда поступают в приют, кризисный центр, интернат или иные детские учреждения, численность которых в стране неуклонно возрастает.

Тяжелая социальная дезадаптация значительной части населе­ния приводит к появлению опасно большого числа остро неблаго­получных семей, по сути, не справляющихся со своими основными функциями и потому нуждающихся во внешней — социально-пси­холого-педагогической — поддержке. Главной задачей сотрудни­ков центров семейного воспитания в таких случаях становится за­щита ребенка от родителей, которые часто «не заботятся о ребен­ке в должной мере, не обеспечивают соответствующие физичес­кие условия для роста и развития; заняты своими проблемами и не осознают ответственности за психическое и душевное здоровье ребенка; практикуют неприемлемые методы воспитания: жесто­кое обращение, насилие, передачу несовершеннолетнему взрос­лой роли без учета его возрастных возможностей и т.д.; пренебре­гают своими родительскими обязанностями, бросая детей на про­извол судьбы» .

Читайте так же:  Взаимоотношения в коллективе

Основой таких грубых нарушений семейного воспитания чаще всего являются алкоголизм, наркомания, профессиональная не­состоятельность, социальная дезадаптация и личностная незрелость родителей и другие факторы. К их числу следует отнести увеличе­ние на 73 % за последние 11 лет случаев первичной инвалидности взрослого населения вследствие психических заболеваний, а так­же значительно возросшее число повторных госпитализаций1. Оце­нивая приведенные тенденции в контексте задач психологиче­ской помощи детям, необходимо иметь в виду тот очевидный факт, что многие инвалиды, страдающие психическими заболе­ваниями, являются родителями и так или иначе воспитывают детей.

Следует признать, что без специальных мер внешней помо­щи дети, растущие в деструктивных, хронически конфликтных семьях с различными видами неправильного воспитания, по сути дела обречены на нарушение нервно-психического здоровья (эмо­циональные и поведенческие отклонения, неврозы и психосома­тические заболевания, патохарактерологическое развитие и др.), не говоря уже о неизбежности серьезных искажений формирова­ния их личности, включая эмоциональную и ценностно-смысло­вую сферы. Неудивительно, что специальные психологические ис­следования обнаруживают у 26 % детей младшего школьного воз­раста агрессивность как достаточно закрепившуюся личностную черту .

Чрезвычайно усложняет условия развития многих детей и не­уклонно происходящий рост численности распавшихся семей. Число разводов, доходящее в нашей стране до 1 млн в год, застав­ляет специалистов говорить о кризисе семьи как важнейшего социального института нашего общества ( Материалы выступления профессора и. я. гуровича на конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь, 2001 г.)

Достаточно сказать, что для любого ребенка распад семьи относится к категории весьма тяжелых психогенных факторов: в большинстве случаев распад суп­ружеских отношений между родителями, семейные конфликты и вызываемый ими стресс ставят детей в столь тяжелую эмоцио­нальную ситуацию, что на ее преодоление после развода детям требуется весьма длительное время {по некоторым данным, не ме­нее двух лет) . Умелая психологическая помощь в этом случае может способствовать менее болезненной перестройке взаимоот­ношений между членами распавшейся семьи, а также профилак­тике ряда широко распространенных ошибок в воспитании ребен­ка в этот сложный период .

Разумеется, с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, «проблемны» не только маргинальные, конфликтные или неполные семьи, о которых говорилось выше. Так называемые бла­гополучные семьи нередко оказываются таковыми лишь по видимо­сти, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения, а главное, субъективное состояние ребен­ка, которое вследствиенеправильного воспитания в таких семьях может характеризоватьсядлительной эмоциональной травматизацией .

Частым проявлением нарушения детско-родительских отно­шений (и внутрисемейных отношений в целом) может служить высокая тревожность у детей. Как показали исследования этой важной особенности эмоциональной сферы, признаки устойчи­вой тревожности распространены весьма широко: например, у детей 7—9 лет они отмечаются более чем у 50% обследованного контингента . Ее появление свидетельствует в первую оче­редь о неблагополучии эмоционально-личностной сферы детей, но не ограничивается им: установлена тесная связь тревожности с трудностями осуществления деятельности и познавательных про­цессов. Высокая тревожность затрудняет интеллектуальную актив­ность, вызывает сильное эмоциональное напряжение, а в долго­срочной перспективе способствует формированию у детей низ­кой самооценки и неуверенности в себе. Она, как привило, со­путствует нарушениям детско-родительских отношений, школь­ным неврозам и другим эмоциональным расстройствам .

Характеризуя психологические проблемы детей из семей, бла­гополучных с точки зрения их социально-экономического стату­са, необходимо отметить, что практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением со­держания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительносовместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам.

При этом усиливается тенденция переносить многие исконно ро­дительские функции на воспитателей яслей и детских садов или спе­циально приглашаемых в семьи нянь и гувернанток, а позднее на школу и другие учреждения. Между тем специалистам хорошо изве­стно, насколько серьезными для эмоционального состояния и здо­ровья детей бывают последствия от недостаточности общения с матерью в раннем детстве, даже если она не связана с излишне ранним помещением ребенка в ясли . Обеднение и форма­лизация контактов с родителями в сочетании с повышенной тре­бовательностью последних к исполнительности ребенка не спо­собствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффектив­ные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрос­лых — одним словом, еще сильнее осложняют жизнь как самих детей, так и их родителей.

Следует признать, что обеднение детско-родительских отноше­ний по содержанию и сокращение по времени во многих случаях носит вынужденный характер и является следствием резкого воз­растания занятости родителей, их хронически высокого стресса, связанного с профессиональными обязанностями, низкой мате­риальной обеспеченностью, проблемами с собственным здоровь­ем и т.д. Но имеется и другая категория случаев, когда на психоло­гию родителей, точнее, на их ошибочные воспитательные уста­новки влияет неадекватная переоценка возможностей системы так называемых элитных дошкольных и школьных учреждений, пре­доставляющих детям определенные преимущества, но, разумеет­ся, не способных заменить непосредственное общение с родите­лями, участие последних в жизни детей.

Современная школа, будучи незаменимым институтом соци­ализации детей, к сожалению, занимает в наше время далеко не последнее место среди источников разнообразных психоло­гических проблем, осложняющих развитие ребенка. Неудовле­творительное состояние существующей ныне системы среднего и специального образования стало предметом широкого обще­ственного обсуждения и всестороннего критического анализа, результатом которого явилось признание необходимости после­довательного реформирования содержания и форм школьного обучения.

Не претендуя на исчерпывающий обзор обширной проблема­тики, связанной с состоянием отечественного среднего образования, приведем лишь некоторые данные, указывающие на истинные масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой. Еще 10—15 лет назад специалисты констатировали состояние школьной дезадаптации, требующей либо кратковременной, либо более или менее систематической психотерапии у 15—20 % детей школьного возраста . Сегодня этот показатель поднялся до 35 %, чему явно способствует и ослабление соматического здоровья школьников, которое к концу обучения в средней школе таково, что только 10— 15 % выпускников могут считаться здоровыми, 40 % страдают хроническими соматическими заболеваниями, а 30 % — неврозами1.

Спектр распространенных психологических проблем школь­ников чрезвычайно широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, агрессивность, различные формы отклоняющегося поведения и др. В совокупно­сти с ослабленным нервно-психическим и соматическим здоро­вьем эти причины приводят к тому, что 30 % детей практически не справляются с усвоением большей части программного мате­риала2, а еще 40 % испытывают серьезные трудности в процессе усвоения программы3.

Как показало исследование школьников Санкт-Петербурга, по оценке самих детей только 10% мальчиков и 28 % девочек не испытывают затруднений в учебе и, таким образом, не подверга­ются разрушающему влиянию хронического школьного стресса .
[4]

[4]

В свете приведенных данных неудивительно, что среди причин для обращения родителей в психологическую консультацию одно из первых мест занимает неудовлетворительная (с точки зрения ро­дителей) успеваемость младших школьников, а также такие «школь­ные проблемы» детей, какнесложившиеся (конфликтные, изолиро­ванные и др.) отношения со сверстниками и напряженные взаимоот­ношения с учителями.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Многие из перечисленных проблем имеют конкретные причины возникновения и поддаются если не разрешению, то существенному смягчению в результате индивидуальной помощи со стороны школьного психолога или консультанта из психологического цент­ра. Но одной из основных общих причин многообразных проблем школьников является недостаточный учет современной школой глу­бинных закономерностей и потребностей возрастных этапов форми­рования личности, а такжеигнорирование индивидуальных психологи­ческих и психофизиологических особенностей детей как результат стан­дартизованных требований к их поведению. Как правило, далеко не в каждой школе находится место для настоящей творческой актив­ности, мощный потенциал которой имеется у каждого ребенка, так же как для подлинно коллективных форм жизни, от которых прямо зависит формирование личности детей в школьном периоде детства. Между тем консультирование родителей и учителей пока­зывает, что большинство из них недооценивают степень расхожде­ния между практически создаваемыми школой условиями и усло­виями, необходимыми для реализации возрастных возможностей детей.

Аналогичным образом обстоит дело и с проявлениями ода­ренности у детей. Парадоксально, но факт: сугубо положительные особенности ребенка, к примеру, рано проявившаяся яркая ода­ренность в музыке, поэзии, математике и т. п. или резко ускорен­ный темп общего психического развития, во многих случаях мо­гут статьисточником немалых психологических и педагогических проблем. Они связаны с необходимостью индивидуализации сро­ков и содержания обучения, трудностями межличностных отно­шений такого ребенка в коллективе более старших учеников, не­стандартностью его интересов и многих личностных качеств, опас­ностью формирования чрезмерных ожиданий и уровня притяза­ний как у самого ребенка, так и у его близких (родителей, учите­лей).

В связи с этим необходимо признать, что возможность ради­кального разрешения многих острых психологических проблем дет­ства находится за рамками индивидуальной консультативной по­мощи. Устранение их причин и источников может быть осуществ­лено только в русле коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования, а главное — в резуль­тате коренного оздоровления социальной, культурной, материаль­но-бытовой и других сторон жизни семьи.

Читайте так же:  Как мужчину влюбить в себя?

Что же касается индивидуально-психологической помощи, то в сложившихся в настоящее время условиях она, очевидно, может быть направлена на поиск и определение таких конкретных спосо­бов адаптации ребенка к наличным условиям (в том числе и к существующей системе общественного воспитания), которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бынормализации иоздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет.

Исследования условий, влияющих на психическое развитие в онтогенезе, часто сосредоточиваются на различных аспектах мик­росоциальной ситуации развития ребенка, что вполне закономерно и оправданно в стабильные периоды социальной жизни, но ока­зывается явно недостаточным во времена значительных обществен­ных преобразований. Однако именно такие периоды обнажают подлинную силу влияния особенностей исторической эпохи, вы­павшей на долю подрастающего поколения, на своеобразие его

развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей и подростков от мощного воздействия макросоциальных факторов. Есть все основания утверждать, что последние 10— 15 лет карди­нально изменили жизнь большей части населения нашей страны. Начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки обще­ства открыли перед людьми немало новых возможностей, но в то же время повлекли за собой глубокие и непредсказуемые соци­альные трансформации, очень скоро перешедшие всистемный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Глубокие измене­ния социальной структуры общества (прежде всего социальная дифференциация) и общественно-экономических отношений, дискредитация прежних и внедрение совершенно новых ценност­ных ориентиров — эти и многие другие вызовы времени потребо­вали от людей максимального напряжения сил для адаптации к резко изменившимся условиям. Миллионы людей были вынужде­ны сменить не только место работы, но и профессию, а тои место жительства, изменить свой социально-профессиональный статус и т.д. Возникла новая для нашей страны (и весьма немалая по численности) социальная категория людей, не имеющих рабо­ту. Люди пережили обесценивание своего советского прошлого и стали привыкать жить в обществе, основанном на принципах за­падного индивидуализма, диктуемого принципами рыночной эко­номики.

Естественно, что столь глубокие трансформации в обществе не могли не сказаться на психологическом состоянии людей, не за­тронуть семью как наиболее чутко реагирующую и уязвимую часть социального организма. Именно семья, в том числе дети, во многом приняла на себя груз происходящих в макросоциуме перемен.

Среди многочисленных проблемных категорий детей, появив­шихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия, бесспорно, наиболее тяжелую (и исчисляемую примерно полутора миллионами!) составляют так называемые со­циально дезадаптированные, т.е. беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты. К ним при­мыкаютдети с особыми нуждами — дети беженцев и переселен­цев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные занятия. Естественно, что такие дети практически не бывают на приеме в психологической консультации и могут попасть в круг внимания психологов главным образом лишь тог­да, когда поступают в приют, кризисный центр, интернат или иные детские учреждения, численность которых в стране неуклонно возрастает.

Тяжелая социальная дезадаптация значительной части населе­ния приводит к появлению опасно большого числа остро неблаго­получных семей, по сути, не справляющихся со своими основными функциями и потому нуждающихся во внешней — социально-пси­холого-педагогической — поддержке. Главной задачей сотрудни­ков центров семейного воспитания в таких случаях становится за­щита ребенка от родителей, которые часто «не заботятся о ребен­ке в должной мере, не обеспечивают соответствующие физичес­кие условия для роста и развития; заняты своими проблемами и не осознают ответственности за психическое и душевное здоровье ребенка; практикуют неприемлемые методы воспитания: жесто­кое обращение, насилие, передачу несовершеннолетнему взрос­лой роли без учета его возрастных возможностей и т.д.; пренебре­гают своими родительскими обязанностями, бросая детей на про­извол судьбы» .

Основой таких грубых нарушений семейного воспитания чаще всего являются алкоголизм, наркомания, профессиональная не­состоятельность, социальная дезадаптация и личностная незрелость родителей и другие факторы. К их числу следует отнести увеличе­ние на 73 % за последние 11 лет случаев первичной инвалидности взрослого населения вследствие психических заболеваний, а так­же значительно возросшее число повторных госпитализаций1. Оце­нивая приведенные тенденции в контексте задач психологиче­ской помощи детям, необходимо иметь в виду тот очевидный факт, что многие инвалиды, страдающие психическими заболе­ваниями, являются родителями и так или иначе воспитывают детей.

Следует признать, что без специальных мер внешней помо­щи дети, растущие в деструктивных, хронически конфликтных семьях с различными видами неправильного воспитания, по сути дела обречены на нарушение нервно-психического здоровья (эмо­циональные и поведенческие отклонения, неврозы и психосома­тические заболевания, патохарактерологическое развитие и др.), не говоря уже о неизбежности серьезных искажений формирова­ния их личности, включая эмоциональную и ценностно-смысло­вую сферы. Неудивительно, что специальные психологические ис­следования обнаруживают у 26 % детей младшего школьного воз­раста агрессивность как достаточно закрепившуюся личностную черту .

Чрезвычайно усложняет условия развития многих детей и не­уклонно происходящий рост численности распавшихся семей. Число разводов, доходящее в нашей стране до 1 млн в год, застав­ляет специалистов говорить о кризисе семьи как важнейшего социального института нашего общества ( Материалы выступления профессора и. я. гуровича на конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь, 2001 г.)

Достаточно сказать, что для любого ребенка распад семьи относится к категории весьма тяжелых психогенных факторов: в большинстве случаев распад суп­ружеских отношений между родителями, семейные конфликты и вызываемый ими стресс ставят детей в столь тяжелую эмоцио­нальную ситуацию, что на ее преодоление после развода детям требуется весьма длительное время {по некоторым данным, не ме­нее двух лет) . Умелая психологическая помощь в этом случае может способствовать менее болезненной перестройке взаимоот­ношений между членами распавшейся семьи, а также профилак­тике ряда широко распространенных ошибок в воспитании ребен­ка в этот сложный период .

Разумеется, с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, «проблемны» не только маргинальные, конфликтные или неполные семьи, о которых говорилось выше. Так называемые бла­гополучные семьи нередко оказываются таковыми лишь по видимо­сти, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения, а главное, субъективное состояние ребен­ка, которое вследствиенеправильного воспитания в таких семьях может характеризоватьсядлительной эмоциональной травматизацией .

Частым проявлением нарушения детско-родительских отно­шений (и внутрисемейных отношений в целом) может служить высокая тревожность у детей. Как показали исследования этой важной особенности эмоциональной сферы, признаки устойчи­вой тревожности распространены весьма широко: например, у детей 7—9 лет они отмечаются более чем у 50% обследованного контингента . Ее появление свидетельствует в первую оче­редь о неблагополучии эмоционально-личностной сферы детей, но не ограничивается им: установлена тесная связь тревожности с трудностями осуществления деятельности и познавательных про­цессов. Высокая тревожность затрудняет интеллектуальную актив­ность, вызывает сильное эмоциональное напряжение, а в долго­срочной перспективе способствует формированию у детей низ­кой самооценки и неуверенности в себе. Она, как привило, со­путствует нарушениям детско-родительских отношений, школь­ным неврозам и другим эмоциональным расстройствам .

Характеризуя психологические проблемы детей из семей, бла­гополучных с точки зрения их социально-экономического стату­са, необходимо отметить, что практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением со­держания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительносовместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам.

При этом усиливается тенденция переносить многие исконно ро­дительские функции на воспитателей яслей и детских садов или спе­циально приглашаемых в семьи нянь и гувернанток, а позднее на школу и другие учреждения. Между тем специалистам хорошо изве­стно, насколько серьезными для эмоционального состояния и здо­ровья детей бывают последствия от недостаточности общения с матерью в раннем детстве, даже если она не связана с излишне ранним помещением ребенка в ясли . Обеднение и форма­лизация контактов с родителями в сочетании с повышенной тре­бовательностью последних к исполнительности ребенка не спо­собствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффектив­ные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрос­лых — одним словом, еще сильнее осложняют жизнь как самих детей, так и их родителей.

Следует признать, что обеднение детско-родительских отноше­ний по содержанию и сокращение по времени во многих случаях носит вынужденный характер и является следствием резкого воз­растания занятости родителей, их хронически высокого стресса, связанного с профессиональными обязанностями, низкой мате­риальной обеспеченностью, проблемами с собственным здоровь­ем и т.д. Но имеется и другая категория случаев, когда на психоло­гию родителей, точнее, на их ошибочные воспитательные уста­новки влияет неадекватная переоценка возможностей системы так называемых элитных дошкольных и школьных учреждений, пре­доставляющих детям определенные преимущества, но, разумеет­ся, не способных заменить непосредственное общение с родите­лями, участие последних в жизни детей.

Читайте так же:  Поздравление мужа с юбилеем своими словами

Современная школа, будучи незаменимым институтом соци­ализации детей, к сожалению, занимает в наше время далеко не последнее место среди источников разнообразных психоло­гических проблем, осложняющих развитие ребенка. Неудовле­творительное состояние существующей ныне системы среднего и специального образования стало предметом широкого обще­ственного обсуждения и всестороннего критического анализа, результатом которого явилось признание необходимости после­довательного реформирования содержания и форм школьного обучения.

Не претендуя на исчерпывающий обзор обширной проблема­тики, связанной с состоянием отечественного среднего образования, приведем лишь некоторые данные, указывающие на истинные масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой. Еще 10—15 лет назад специалисты констатировали состояние школьной дезадаптации, требующей либо кратковременной, либо более или менее систематической психотерапии у 15—20 % детей школьного возраста . Сегодня этот показатель поднялся до 35 %, чему явно способствует и ослабление соматического здоровья школьников, которое к концу обучения в средней школе таково, что только 10— 15 % выпускников могут считаться здоровыми, 40 % страдают хроническими соматическими заболеваниями, а 30 % — неврозами1.

Спектр распространенных психологических проблем школь­ников чрезвычайно широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, агрессивность, различные формы отклоняющегося поведения и др. В совокупно­сти с ослабленным нервно-психическим и соматическим здоро­вьем эти причины приводят к тому, что 30 % детей практически не справляются с усвоением большей части программного мате­риала2, а еще 40 % испытывают серьезные трудности в процессе усвоения программы3.

Как показало исследование школьников Санкт-Петербурга, по оценке самих детей только 10% мальчиков и 28 % девочек не испытывают затруднений в учебе и, таким образом, не подверга­ются разрушающему влиянию хронического школьного стресса .
[4]

[4]

В свете приведенных данных неудивительно, что среди причин для обращения родителей в психологическую консультацию одно из первых мест занимает неудовлетворительная (с точки зрения ро­дителей) успеваемость младших школьников, а также такие «школь­ные проблемы» детей, какнесложившиеся (конфликтные, изолиро­ванные и др.) отношения со сверстниками и напряженные взаимоот­ношения с учителями.

Многие из перечисленных проблем имеют конкретные причины возникновения и поддаются если не разрешению, то существенному смягчению в результате индивидуальной помощи со стороны школьного психолога или консультанта из психологического цент­ра. Но одной из основных общих причин многообразных проблем школьников является недостаточный учет современной школой глу­бинных закономерностей и потребностей возрастных этапов форми­рования личности, а такжеигнорирование индивидуальных психологи­ческих и психофизиологических особенностей детей как результат стан­дартизованных требований к их поведению. Как правило, далеко не в каждой школе находится место для настоящей творческой актив­ности, мощный потенциал которой имеется у каждого ребенка, так же как для подлинно коллективных форм жизни, от которых прямо зависит формирование личности детей в школьном периоде детства. Между тем консультирование родителей и учителей пока­зывает, что большинство из них недооценивают степень расхожде­ния между практически создаваемыми школой условиями и усло­виями, необходимыми для реализации возрастных возможностей детей.

Аналогичным образом обстоит дело и с проявлениями ода­ренности у детей. Парадоксально, но факт: сугубо положительные особенности ребенка, к примеру, рано проявившаяся яркая ода­ренность в музыке, поэзии, математике и т. п. или резко ускорен­ный темп общего психического развития, во многих случаях мо­гут статьисточником немалых психологических и педагогических проблем. Они связаны с необходимостью индивидуализации сро­ков и содержания обучения, трудностями межличностных отно­шений такого ребенка в коллективе более старших учеников, не­стандартностью его интересов и многих личностных качеств, опас­ностью формирования чрезмерных ожиданий и уровня притяза­ний как у самого ребенка, так и у его близких (родителей, учите­лей).

В связи с этим необходимо признать, что возможность ради­кального разрешения многих острых психологических проблем дет­ства находится за рамками индивидуальной консультативной по­мощи. Устранение их причин и источников может быть осуществ­лено только в русле коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования, а главное — в резуль­тате коренного оздоровления социальной, культурной, материаль­но-бытовой и других сторон жизни семьи.

Что же касается индивидуально-психологической помощи, то в сложившихся в настоящее время условиях она, очевидно, может быть направлена на поиск и определение таких конкретных спосо­бов адаптации ребенка к наличным условиям (в том числе и к существующей системе общественного воспитания), которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бынормализации иоздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет.

Исследования условий, влияющих на психическое развитие в онтогенезе, часто сосредоточиваются на различных аспектах мик­росоциальной ситуации развития ребенка, что вполне закономерно и оправданно в стабильные периоды социальной жизни, но ока­зывается явно недостаточным во времена значительных обществен­ных преобразований. Однако именно такие периоды обнажают подлинную силу влияния особенностей исторической эпохи, вы­павшей на долю подрастающего поколения, на своеобразие его

развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей и подростков от мощного воздействия макросоциальных факторов. Есть все основания утверждать, что последние 10— 15 лет карди­нально изменили жизнь большей части населения нашей страны. Начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки обще­ства открыли перед людьми немало новых возможностей, но в то же время повлекли за собой глубокие и непредсказуемые соци­альные трансформации, очень скоро перешедшие всистемный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Глубокие измене­ния социальной структуры общества (прежде всего социальная дифференциация) и общественно-экономических отношений, дискредитация прежних и внедрение совершенно новых ценност­ных ориентиров — эти и многие другие вызовы времени потребо­вали от людей максимального напряжения сил для адаптации к резко изменившимся условиям. Миллионы людей были вынужде­ны сменить не только место работы, но и профессию, а тои место жительства, изменить свой социально-профессиональный статус и т.д. Возникла новая для нашей страны (и весьма немалая по численности) социальная категория людей, не имеющих рабо­ту. Люди пережили обесценивание своего советского прошлого и стали привыкать жить в обществе, основанном на принципах за­падного индивидуализма, диктуемого принципами рыночной эко­номики.

Естественно, что столь глубокие трансформации в обществе не могли не сказаться на психологическом состоянии людей, не за­тронуть семью как наиболее чутко реагирующую и уязвимую часть социального организма. Именно семья, в том числе дети, во многом приняла на себя груз происходящих в макросоциуме перемен.

Среди многочисленных проблемных категорий детей, появив­шихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия, бесспорно, наиболее тяжелую (и исчисляемую примерно полутора миллионами!) составляют так называемые со­циально дезадаптированные, т.е. беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты. К ним при­мыкаютдети с особыми нуждами — дети беженцев и переселен­цев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные занятия. Естественно, что такие дети практически не бывают на приеме в психологической консультации и могут попасть в круг внимания психологов главным образом лишь тог­да, когда поступают в приют, кризисный центр, интернат или иные детские учреждения, численность которых в стране неуклонно возрастает.

Тяжелая социальная дезадаптация значительной части населе­ния приводит к появлению опасно большого числа остро неблаго­получных семей, по сути, не справляющихся со своими основными функциями и потому нуждающихся во внешней — социально-пси­холого-педагогической — поддержке. Главной задачей сотрудни­ков центров семейного воспитания в таких случаях становится за­щита ребенка от родителей, которые часто «не заботятся о ребен­ке в должной мере, не обеспечивают соответствующие физичес­кие условия для роста и развития; заняты своими проблемами и не осознают ответственности за психическое и душевное здоровье ребенка; практикуют неприемлемые методы воспитания: жесто­кое обращение, насилие, передачу несовершеннолетнему взрос­лой роли без учета его возрастных возможностей и т.д.; пренебре­гают своими родительскими обязанностями, бросая детей на про­извол судьбы» .

Основой таких грубых нарушений семейного воспитания чаще всего являются алкоголизм, наркомания, профессиональная не­состоятельность, социальная дезадаптация и личностная незрелость родителей и другие факторы. К их числу следует отнести увеличе­ние на 73 % за последние 11 лет случаев первичной инвалидности взрослого населения вследствие психических заболеваний, а так­же значительно возросшее число повторных госпитализаций1. Оце­нивая приведенные тенденции в контексте задач психологиче­ской помощи детям, необходимо иметь в виду тот очевидный факт, что многие инвалиды, страдающие психическими заболе­ваниями, являются родителями и так или иначе воспитывают детей.

Следует признать, что без специальных мер внешней помо­щи дети, растущие в деструктивных, хронически конфликтных семьях с различными видами неправильного воспитания, по сути дела обречены на нарушение нервно-психического здоровья (эмо­циональные и поведенческие отклонения, неврозы и психосома­тические заболевания, патохарактерологическое развитие и др.), не говоря уже о неизбежности серьезных искажений формирова­ния их личности, включая эмоциональную и ценностно-смысло­вую сферы. Неудивительно, что специальные психологические ис­следования обнаруживают у 26 % детей младшего школьного воз­раста агрессивность как достаточно закрепившуюся личностную черту .

Чрезвычайно усложняет условия развития многих детей и не­уклонно происходящий рост численности распавшихся семей. Число разводов, доходящее в нашей стране до 1 млн в год, застав­ляет специалистов говорить о кризисе семьи как важнейшего социального института нашего общества ( Материалы выступления профессора и. я. гуровича на конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь, 2001 г.)

Достаточно сказать, что для любого ребенка распад семьи относится к категории весьма тяжелых психогенных факторов: в большинстве случаев распад суп­ружеских отношений между родителями, семейные конфликты и вызываемый ими стресс ставят детей в столь тяжелую эмоцио­нальную ситуацию, что на ее преодоление после развода детям требуется весьма длительное время {по некоторым данным, не ме­нее двух лет) . Умелая психологическая помощь в этом случае может способствовать менее болезненной перестройке взаимоот­ношений между членами распавшейся семьи, а также профилак­тике ряда широко распространенных ошибок в воспитании ребен­ка в этот сложный период .

Читайте так же:  Смс любимому парню после ссоры

Разумеется, с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, «проблемны» не только маргинальные, конфликтные или неполные семьи, о которых говорилось выше. Так называемые бла­гополучные семьи нередко оказываются таковыми лишь по видимо­сти, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения, а главное, субъективное состояние ребен­ка, которое вследствиенеправильного воспитания в таких семьях может характеризоватьсядлительной эмоциональной травматизацией .

Частым проявлением нарушения детско-родительских отно­шений (и внутрисемейных отношений в целом) может служить высокая тревожность у детей. Как показали исследования этой важной особенности эмоциональной сферы, признаки устойчи­вой тревожности распространены весьма широко: например, у детей 7—9 лет они отмечаются более чем у 50% обследованного контингента . Ее появление свидетельствует в первую оче­редь о неблагополучии эмоционально-личностной сферы детей, но не ограничивается им: установлена тесная связь тревожности с трудностями осуществления деятельности и познавательных про­цессов. Высокая тревожность затрудняет интеллектуальную актив­ность, вызывает сильное эмоциональное напряжение, а в долго­срочной перспективе способствует формированию у детей низ­кой самооценки и неуверенности в себе. Она, как привило, со­путствует нарушениям детско-родительских отношений, школь­ным неврозам и другим эмоциональным расстройствам .

Характеризуя психологические проблемы детей из семей, бла­гополучных с точки зрения их социально-экономического стату­са, необходимо отметить, что практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением со­держания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительносовместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам.

При этом усиливается тенденция переносить многие исконно ро­дительские функции на воспитателей яслей и детских садов или спе­циально приглашаемых в семьи нянь и гувернанток, а позднее на школу и другие учреждения. Между тем специалистам хорошо изве­стно, насколько серьезными для эмоционального состояния и здо­ровья детей бывают последствия от недостаточности общения с матерью в раннем детстве, даже если она не связана с излишне ранним помещением ребенка в ясли . Обеднение и форма­лизация контактов с родителями в сочетании с повышенной тре­бовательностью последних к исполнительности ребенка не спо­собствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффектив­ные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрос­лых — одним словом, еще сильнее осложняют жизнь как самих детей, так и их родителей.

Следует признать, что обеднение детско-родительских отноше­ний по содержанию и сокращение по времени во многих случаях носит вынужденный характер и является следствием резкого воз­растания занятости родителей, их хронически высокого стресса, связанного с профессиональными обязанностями, низкой мате­риальной обеспеченностью, проблемами с собственным здоровь­ем и т.д. Но имеется и другая категория случаев, когда на психоло­гию родителей, точнее, на их ошибочные воспитательные уста­новки влияет неадекватная переоценка возможностей системы так называемых элитных дошкольных и школьных учреждений, пре­доставляющих детям определенные преимущества, но, разумеет­ся, не способных заменить непосредственное общение с родите­лями, участие последних в жизни детей.

Современная школа, будучи незаменимым институтом соци­ализации детей, к сожалению, занимает в наше время далеко не последнее место среди источников разнообразных психоло­гических проблем, осложняющих развитие ребенка. Неудовле­творительное состояние существующей ныне системы среднего и специального образования стало предметом широкого обще­ственного обсуждения и всестороннего критического анализа, результатом которого явилось признание необходимости после­довательного реформирования содержания и форм школьного обучения.

Не претендуя на исчерпывающий обзор обширной проблема­тики, связанной с состоянием отечественного среднего образования, приведем лишь некоторые данные, указывающие на истинные масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой. Еще 10—15 лет назад специалисты констатировали состояние школьной дезадаптации, требующей либо кратковременной, либо более или менее систематической психотерапии у 15—20 % детей школьного возраста . Сегодня этот показатель поднялся до 35 %, чему явно способствует и ослабление соматического здоровья школьников, которое к концу обучения в средней школе таково, что только 10— 15 % выпускников могут считаться здоровыми, 40 % страдают хроническими соматическими заболеваниями, а 30 % — неврозами1.

Спектр распространенных психологических проблем школь­ников чрезвычайно широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, агрессивность, различные формы отклоняющегося поведения и др. В совокупно­сти с ослабленным нервно-психическим и соматическим здоро­вьем эти причины приводят к тому, что 30 % детей практически не справляются с усвоением большей части программного мате­риала2, а еще 40 % испытывают серьезные трудности в процессе усвоения программы3.

Как показало исследование школьников Санкт-Петербурга, по оценке самих детей только 10% мальчиков и 28 % девочек не испытывают затруднений в учебе и, таким образом, не подверга­ются разрушающему влиянию хронического школьного стресса .
[4]

[4]

В свете приведенных данных неудивительно, что среди причин для обращения родителей в психологическую консультацию одно из первых мест занимает неудовлетворительная (с точки зрения ро­дителей) успеваемость младших школьников, а также такие «школь­ные проблемы» детей, какнесложившиеся (конфликтные, изолиро­ванные и др.) отношения со сверстниками и напряженные взаимоот­ношения с учителями.

Многие из перечисленных проблем имеют конкретные причины возникновения и поддаются если не разрешению, то существенному смягчению в результате индивидуальной помощи со стороны школьного психолога или консультанта из психологического цент­ра. Но одной из основных общих причин многообразных проблем школьников является недостаточный учет современной школой глу­бинных закономерностей и потребностей возрастных этапов форми­рования личности, а такжеигнорирование индивидуальных психологи­ческих и психофизиологических особенностей детей как результат стан­дартизованных требований к их поведению. Как правило, далеко не в каждой школе находится место для настоящей творческой актив­ности, мощный потенциал которой имеется у каждого ребенка, так же как для подлинно коллективных форм жизни, от которых прямо зависит формирование личности детей в школьном периоде детства. Между тем консультирование родителей и учителей пока­зывает, что большинство из них недооценивают степень расхожде­ния между практически создаваемыми школой условиями и усло­виями, необходимыми для реализации возрастных возможностей детей.

Аналогичным образом обстоит дело и с проявлениями ода­ренности у детей. Парадоксально, но факт: сугубо положительные особенности ребенка, к примеру, рано проявившаяся яркая ода­ренность в музыке, поэзии, математике и т. п. или резко ускорен­ный темп общего психического развития, во многих случаях мо­гут статьисточником немалых психологических и педагогических проблем. Они связаны с необходимостью индивидуализации сро­ков и содержания обучения, трудностями межличностных отно­шений такого ребенка в коллективе более старших учеников, не­стандартностью его интересов и многих личностных качеств, опас­ностью формирования чрезмерных ожиданий и уровня притяза­ний как у самого ребенка, так и у его близких (родителей, учите­лей).

В связи с этим необходимо признать, что возможность ради­кального разрешения многих острых психологических проблем дет­ства находится за рамками индивидуальной консультативной по­мощи. Устранение их причин и источников может быть осуществ­лено только в русле коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования, а главное — в резуль­тате коренного оздоровления социальной, культурной, материаль­но-бытовой и других сторон жизни семьи.

Что же касается индивидуально-психологической помощи, то в сложившихся в настоящее время условиях она, очевидно, может быть направлена на поиск и определение таких конкретных спосо­бов адаптации ребенка к наличным условиям (в том числе и к существующей системе общественного воспитания), которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бынормализации иоздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.
  2. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
  3. Психология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016. — 406 c.
  4. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.
  5. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.
  6. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.
  7. Харриет Лернер Всё сложно / Харриет Лернер. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 288 c.
  8. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.
Проблемы с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here