Содержание
1. Школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
2. Поведенческие и эмоциональные расстройства. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. Негативизм. Ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
3. Снижение продуктивности в учебной деятельности. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств[2]
Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это четвертый период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).
23.Особенности коррекции в подростковом возрасте
У подростков обычно не применяется такая форма психологической поддержки, как психологическая коррекция, осуществляемая по инициативе взрослых: родителей или педагогов. Индивидуальная помощь может осуществляться по запросу самого подростка. Соответственно теряется значимость психологической диагностики, поскольку ее результаты не служат основаниями для организации психологической помощи.
С подростками чаще проводят групповую коррекционную работу. В младшем и среднем подростковом возрасте групповые развивающие занятия. В старшем подростковом возрасте могут проводиться уроки психологии или же занятия профориентационной направленности.
Особую значимость приобретает консультирование родителей подростков, потому что значительная часть трудностей подростка связана с процессом отделения их от семьи и становлением самостоятельности. [1]
24.Факторы риска нарушения психологического здоровья в подростковом возрасте
-
эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
-
эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
-
авторитарный контроль. Воспитание — главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в маниплировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально не-приемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
-
потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
-
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Отношения подростков между собой всегда сложны и непредсказуемы. В подростковом возрасте ребенку важно чувствовать себя «членом стаи». Одноклассники – это те люди, с которыми подросток проводит большую часть дня, это его «стая». Поэтому для подростка особенно важны его взаимотношения с одноклассниками.
Класс, в котором все ученики друг другу друзья и товарищи – наверное, недостижимый идеал. На практике же взаимотношения в классе могут быть разными: от толерантных до откровенно враждебных. Часто подростки в классе разбиваются на группки по интересам. Внутри таких мини-групп подростки чувстуют себя «своими», им там комфортно. И то, что происходит за пределами этих групп, их волнует мало.
Подростки боятся остаться с коллективом «один на один». Если с тобой никто не дружит – это невыносимо горько и обидно. Не зря, в качестве «высшей» меры наказания одноклассники объявляют «бойкот», игнорируя провинившегося.
Причины плохих отношений с одноклассниками могут быть разные. Возможно, общение не заладилось с самого первого класса, возможно проблемы проявились только в подростковом возрасте. Может быть причиной являются какие-то разногласия, несхождения во взглядах и вкусах, возможно все дело во внутренних проблемах самого подростка. Слишком вызывающее поведение, стремление показать свое превосходство отталкивают одноклассников.
Иногда, осознанно или бессознательно, даже педагоги становятся причиной дружбы всего класса «против кого-то». Если учитель как-то выделяет подростка среди остальных, слишком поблажлив к нему или, наоборот, слишком строг, то одноклассники к этому подростку начинают относиться недружелюбно.
Подростковые компании любят всех «подстраивать» под свой формат. Если кто-то не стандартен, чем-то отличается, то он часто подвергается «травле». Наиболее подвержены нападкам со стороны одноклассников подростки с дефектами внешности, речи, слишком робкие и стеснительные.
Как помочь подростку, если его отношения с одноклассниками не назовешь хорошими? Некоторые родители, узнав о подобной проблеме своего ребенка-тинэйджера, сразу же бегут устраивать скандал администрации школы, классному руководителю, лично стремятся наказать обидчиков. Но скандал – это не лучшее решение проблемы. После таких «разборок», почти наверняка «травля» со стороны одноклассников только усилится, а подростка будут считать несамостоятельным, не «взрослым». Кроме того, возможно что и учителя станут всячески задевать подростка или снижать ему отметки.
Обижать больше всего любят тех, кто обижается. Подросткам нравится смотреть, как обиженный одноклассник плачет от каждого слова, размахивает руками и кричит. Для них это очень весело. Можно попробовать прореагировать на выходки одноклассников непривычным для них образом. Вместо слез и рыданий спокойным тоном спросить: «Ну, и что дальше?». Вместе с одноклассниками посмеяться над шуткой.
Родители могут помочь своему подростку обрести больше уверенности в себе и своих силах. Если подросток стесняется подойти к одноклассникам и заговорить первым, то этот страх можно победить, только пройдя через него. Важно научить подростка не бояться высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Как панацею от всех проблем с одноклассниками родители рассматривают перевод подростка в другую школу. Мол, там у него сразу же все наладится. Но подростковый коллектив всегда очень настороженно принимает новичка. В классе, в который переводят подростка, отношения давно сложились и ему будет трудно поначалу влиться в коллектив. Но, с другой стороны, перевод в новую школу – это шанс начать все «с нуля». У подростка есть все шансы поставить себя таким образом, чтобы его не обижали.
Некоторые подростки, и их родители тоже, считают, что перевестись – это значит сдаться. Они не хотят «прогибаться» под кого-то. Это очень похвальная позиция. Но если подростка в классе откровенно бьют, унижают, то глубокой психологической травмы не избежать, а также возможны и тяжелые физические травмы. В таком случае подростка из школы лучше все же забрать.
Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка-подростка все было хорошо и стремится помочь ему, даже если сам подросток эту помощь отвергает. Подростки не любят, когда родители «вмешиваются в их личную жизнь». Поэтому о проблемах своего ребенка родители узнают часто в самый последний момент, когда ситуация уже вышла из-под контроля.
Отношения подростков между собой всегда сложны и непредсказуемы. В подростковом возрасте ребенку важно чувствовать себя «членом стаи». Одноклассники – это те люди, с которыми подросток проводит большую часть дня, это его «стая». Поэтому для подростка особенно важны его взаимотношения с одноклассниками.
Класс, в котором все ученики друг другу друзья и товарищи – наверное, недостижимый идеал. На практике же взаимотношения в классе могут быть разными: от толерантных до откровенно враждебных. Часто подростки в классе разбиваются на группки по интересам. Внутри таких мини-групп подростки чувстуют себя «своими», им там комфортно. И то, что происходит за пределами этих групп, их волнует мало.
Подростки боятся остаться с коллективом «один на один». Если с тобой никто не дружит – это невыносимо горько и обидно. Не зря, в качестве «высшей» меры наказания одноклассники объявляют «бойкот», игнорируя провинившегося.
Причины плохих отношений с одноклассниками могут быть разные. Возможно, общение не заладилось с самого первого класса, возможно проблемы проявились только в подростковом возрасте. Может быть причиной являются какие-то разногласия, несхождения во взглядах и вкусах, возможно все дело во внутренних проблемах самого подростка. Слишком вызывающее поведение, стремление показать свое превосходство отталкивают одноклассников.
Иногда, осознанно или бессознательно, даже педагоги становятся причиной дружбы всего класса «против кого-то». Если учитель как-то выделяет подростка среди остальных, слишком поблажлив к нему или, наоборот, слишком строг, то одноклассники к этому подростку начинают относиться недружелюбно.
Подростковые компании любят всех «подстраивать» под свой формат. Если кто-то не стандартен, чем-то отличается, то он часто подвергается «травле». Наиболее подвержены нападкам со стороны одноклассников подростки с дефектами внешности, речи, слишком робкие и стеснительные.
Как помочь подростку, если его отношения с одноклассниками не назовешь хорошими? Некоторые родители, узнав о подобной проблеме своего ребенка-тинэйджера, сразу же бегут устраивать скандал администрации школы, классному руководителю, лично стремятся наказать обидчиков. Но скандал – это не лучшее решение проблемы. После таких «разборок», почти наверняка «травля» со стороны одноклассников только усилится, а подростка будут считать несамостоятельным, не «взрослым». Кроме того, возможно что и учителя станут всячески задевать подростка или снижать ему отметки.
Обижать больше всего любят тех, кто обижается. Подросткам нравится смотреть, как обиженный одноклассник плачет от каждого слова, размахивает руками и кричит. Для них это очень весело. Можно попробовать прореагировать на выходки одноклассников непривычным для них образом. Вместо слез и рыданий спокойным тоном спросить: «Ну, и что дальше?». Вместе с одноклассниками посмеяться над шуткой.
Родители могут помочь своему подростку обрести больше уверенности в себе и своих силах. Если подросток стесняется подойти к одноклассникам и заговорить первым, то этот страх можно победить, только пройдя через него. Важно научить подростка не бояться высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Как панацею от всех проблем с одноклассниками родители рассматривают перевод подростка в другую школу. Мол, там у него сразу же все наладится. Но подростковый коллектив всегда очень настороженно принимает новичка. В классе, в который переводят подростка, отношения давно сложились и ему будет трудно поначалу влиться в коллектив. Но, с другой стороны, перевод в новую школу – это шанс начать все «с нуля». У подростка есть все шансы поставить себя таким образом, чтобы его не обижали.
Некоторые подростки, и их родители тоже, считают, что перевестись – это значит сдаться. Они не хотят «прогибаться» под кого-то. Это очень похвальная позиция. Но если подростка в классе откровенно бьют, унижают, то глубокой психологической травмы не избежать, а также возможны и тяжелые физические травмы. В таком случае подростка из школы лучше все же забрать.
Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка-подростка все было хорошо и стремится помочь ему, даже если сам подросток эту помощь отвергает. Подростки не любят, когда родители «вмешиваются в их личную жизнь». Поэтому о проблемах своего ребенка родители узнают часто в самый последний момент, когда ситуация уже вышла из-под контроля.

Школьные проблемы подростков
Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад.
В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться.
К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма».
Самые «трудновоспитуемые» — это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.
^ Ученики в оценке учителей
Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость. Такая позиция учителей связана с тем, что для них подросток прежде всего школьник. Соответственно главное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умение и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.
Обычно учителя делят классы на «сильных», «средних» и «слабых» учеников, в зависимости от уровня успеваемости. Как правило, такое разделение происходит в интервале от двух-трех месяцев до полугода, начиная с того момента, когда педагог впервые приходит работать в класс. «Сильные» учащиеся характеризуются учителями как трудолюбивые, способные и умные. «Слабые» — как нерадивые, неуспевающие, малоспособные, те, кому учеба не дается. Особую категорию составляют так называемые «средние» ученики, которые для учителей представляют группу «медлительных», «сереньких», «ленивых», «никак себя не проявляющих», «посредственных» учащихся.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основные факторы школьной неуспеваемости в подростковом возрасте
Основными факторами, способными стать починами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте, являются следующие:
Особенности учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка умение самостоятельно мыслить, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.
Взаимно отношения с учителями в средних классах. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.
Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы
Эмоциональные расстройства. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки и неадекватность реакций.
Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка.
^ Нарушение поведения и школьная недисциплинированность
Подростковый возраст традиционно считается в воспитательном отношении. Нарушение поведения учащихся затрагивают все сферы деятельности школьников. Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер. Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.
^ Причины нарушений поведения
Они порождают целый комплекс негативных поступков, которые рассматриваются учителями как нарушение в поведении, и, закрепляясь, способствуют развитию различных негативных характерологических изменений.
Обычно нарушение в поведении отливаются многозначность с различной иерархической структурой, где на основе одних недостатков возникают другие, которые способствуют образованию третьих. При этом одна и та же причина может вызвать различные нарушения, в то же время одно и то же следствие может быть вызвано разнообразными причинами или комплексами причин. Например, пропуск уроков может быть вызван практически любой из перечисленных причин, так же как и межличностные конфликты, отказ подчиняться или грубость.
Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка. Такими значимыми факторами являются:
Природные, генотипические особенности личности.
Возрастные особенности подростка – это подростковые реакции (эмансипации, группирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические, сексуальные влечения);
Индивидуальные особенности учителей:
характерологические и индивидуально-типологические особенности;
стиль руководства учебным коллективом.
Положение в классовом коллективе.
Особенности семейных взаимоотношений.
Социальные условия жизни.
Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.
Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика.
^ Аффективное поведение
Отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними, проявляется в соответствующих формах поведения в школе: повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости.
Каждый школьник стремиться сохранить свою самооценку и основанный на ней уровень своих притязаний. Неудача приводит к внутреннему конфликту, суть которого состоит в признании или непризнании своего неуспеха, своей несостоятельности. Однако согласиться со своей несостоятельностью – значит, пойти вразрез с имеющимся у него уровнем самооценки, понизить ее. Этого ребенка не может и не хочет допустить. Таким образом, аффективное поведение по существу является неадекватной реакцией подростка на неуспех.
Условиями для возникновения эффекта неадекватности является завышенные притязания в какой-либо области деятельности или общения, невозможность в себе. Отрицательный результат воспринимается подростком как несправедливый, в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершено не было, и причина неуспеха лежала в нем самом.
Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.
Аффект неадекватности, возникающий в связи с расшатыванием самооценки подростка, связан не с учебой деятельности или общением, а с престижными устремлениями школьника в этих областях, где проявляются его отношения к себе как к личности. Не сами неудачи в учебе провоцируют возникновение неадекватных реакций, а оценки личности ученика, кажущиеся ему заниженными и справедливыми. С этой точки зрения сфера общения для подростков является гораздо более аффектогенной областью, чем непосредственно сфера учебной деятельности.
Психическая неустойчивость
Аффективная возбудимость
Расторможенность влечений
Особенности психической неустойчивости подростков проявляется в эмоционально-волевой, а применительно к социальной характеристике – моральной незрелости. Они обладают повышенной внушаемости к неадекватным формам поведения, не умеют тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Будучи неспособными к длительному волевому усилию, преодолению трудностей и предоставленные сами себе в учебной деятельности, они быстро теряют интерес к занятиям. Учебные обязанности их тяготят, задания, требующие усилия, не выполняются.
Особенности аффективно возбудимых подростков выражается в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков. Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте и изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняет возможности объективной оценки ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.
Особенности подростков с расторможенностью влечений заключаются в преобладании в поведении поступков под действием желаний и личных потребностей, которые обусловлены силой влечения школьника. Большая часть подростковых влечений связана с возрастными особенностями школьника и возникает по механизму реакции имитации.
Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуациях.
1. Школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
2. Поведенческие и эмоциональные расстройства. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. Негативизм. Ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
3. Снижение продуктивности в учебной деятельности. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств[2]
Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это четвертый период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).
23.Особенности коррекции в подростковом возрасте
У подростков обычно не применяется такая форма психологической поддержки, как психологическая коррекция, осуществляемая по инициативе взрослых: родителей или педагогов. Индивидуальная помощь может осуществляться по запросу самого подростка. Соответственно теряется значимость психологической диагностики, поскольку ее результаты не служат основаниями для организации психологической помощи.
С подростками чаще проводят групповую коррекционную работу. В младшем и среднем подростковом возрасте групповые развивающие занятия. В старшем подростковом возрасте могут проводиться уроки психологии или же занятия профориентационной направленности.
Особую значимость приобретает консультирование родителей подростков, потому что значительная часть трудностей подростка связана с процессом отделения их от семьи и становлением самостоятельности. [1]
24.Факторы риска нарушения психологического здоровья в подростковом возрасте
-
эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
-
эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
-
авторитарный контроль. Воспитание — главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в маниплировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально не-приемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
-
потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
-
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.
- Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.
- Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2017. — 345 c.

Здравствуйте! Представляюсь на нашем ресурсе. Меня зовут Татьяна Руднева. Я уже более 5 лет работаю психологом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.