Отношения между коллегами

Сегодня предлагаем разобраться с темой: "Отношения между коллегами". Мы подготовили актуальный материал, полностью описывающий тему. Если у вас возникли вопросы, то их можно задать в комментариях.

Психология на работе и отношения в коллективе

Приветствую, любимые мои читатели!  Сегодня мы поговорим о такой коварной теме как психология отношений в коллективе на работе. Почему коварной? Каждый хотя бы раз сталкивался с прессингом со стороны коллег, банальными сплетнями за спиной, даже откровенными подставами перед начальством, ставящими под сомнение наши профессиональные качества. Ну бывало ведь? Как избежать эти неприятности, наладить испорченные отношения с коллективом и даже обернуть их в выгодную для вас сторону, об этом я подробно сейчас расскажу.

Детство, детство, ты куда ушло…

Помните себя в детском саду, в школе, в институте? Вот в рабочей среде те же процессы, но более осознанные и немного усложненные. Я не зря обратилась к вашему опыту. Понятие коллектива неотделимо от личности, социальных отношений. Детские игры, общение мальчиков и девочек в классе, институте являлись будущей моделью вашей работы.  Человеческие качества и навыки, которыми обросли в процессе взросления, это не багаж, а снаряжение, с помощью которого вы обустраиваете место в многомерной социальной паутине взаимоотношений. К сожалению, в коллективе не всегда легко дается так, как представляется. Теперь все по-взрослому.

На работу приходят люди с разным характером, темпераментом,  уровнем самооценки, мотивацией: ворчуны, завистники, советчики, сплетники, учителя и другие; новичку нужно уметь вливаться в этот букет.

Отношения между коллегами 179

Если  вы уже не первый день трудитесь на своего шефа, хотите срочно что-то изменить в ваших отношениях  с коллегами, давайте разберемся какая роль отведена вам, вашим коллегам в этом безобразии, выберем стратегию поведения, только так вы сдвинете устоявшиеся отношения с мертвой точки. Но обо всем по порядку!

Первый день: фатальный успех!

Прежде чем я перейду к практическим рекомендациям, представьте, что к вам в офис пришла новенькая сотрудница. Ваши реакции? Безусловно, разные. Интерес, настороженность, любопытство, недоверие, равнодушие, но абсолютно каждый станет идентифицировать новичка на предмет «свой-чужой», это происходит бессознательно и естественно, понаблюдайте за собой. Как вести себя, что бы пройти этот тест? Важно в первый же день работы расположить к себе, а девиз недели будет: «Аккуратность во всем!». Начиная от внешнего вида, заканчивая высказываниями, действиями и выражаемыми эмоциями.Отношения между коллегами 75

  • Пусть вы в жизни очень яркая, обольстительная, но на работу, дабы не колыхать общественные мнения, одевайтесь более сдержанно, элегантно, а главное опрятно и аккуратно. Никто не заставляет вас быть серой мышкой, но, не зная людей, с которыми вам придется работать, придерживайтесь более формального стиля.
  • Соблюдайте правила этикета, элементарно здоровайтесь с теми, кого встречаете, прощайтесь при уходе. Иначе можете прослыть высокомерной и «букой».
  • Не советую, в порыве наладить отношения, кокетничать с мужчинами, радостно одобряя их комплименты, соглашаться на обеды с каждым по очереди. Тем самым вы можете спровоцировать негативные реакции со стороны женщин, снискать неуважение среди мужчин.
  • Не следует спорить с женщинами, больше слушайте, так как в первое время вас будут провоцировать, навязывать роль, впутывать в сплетни и интриги. Отказывайтесь от участия вежливо, но твердо.
  • Информацию о себе преподносите дозировано, чтобы не рождать домыслы и сплетни, также душевный эксгибиционизм ни к чему, сухо о семейном положении, наличии детей, образовании и т.д.
  • Расслабьтесь. Рвение и инициатива в работе нужны, охотно беритесь за все поручения, но если вы начнете тыкать руководству и подчиненным в недоставки в работе и как здорово вы могли бы это исправить, то, поверьте, есть все шансы, что вас невзлюбят, воспримут как выскочку.Отношения между коллегами 5
  • Обращайтесь за помощью к коллегам, кому-то это будет приятно и важно, а вам полезно.
  • Поддерживайте в коллективе корпоративные привычки, традиции, скидывайтесь на чай, на дни рождения, но не воюйте с первых дней за отмену штрафов при опоздании, лишний перерыв,  перекур.

Мы такие разные и все-таки мы вместе

На самом деле конфликты среди персонала  достаточно частое явление, роли известны, как говорится «на манеже все те же». Рассмотрим причины проблем, исходя из возможных типов отношений:
  1. «Злюка» или «ворчунья». Такие дамы есть в любой организации, неприветливые, недовольные, легко раздражающиеся. Ваша реакция – источник нового раздражения. Поэтому главное ваше оружие – спокойствие и методичность, держитесь нейтралитета
  2. Завистливые сотрудницы чаще других пускают сплетни, допускают весело-циничные обсуждения за спиной вашей очередной кофточки или любовных историй, вплоть до обесценивания ваших профессиональных обязанностей, подчеркивая любую оплошность или ошибку. Причины понятны: смесь зависти, скуки и даже ревности. Не допускайте поводов для сплетен, реже выставляйте напоказ ваши достижения и успехи, пощадите их чувства. И не дай бог вам флиртовать с коллегой- мужчиной на работе, тем более, если он единственный мужчина в коллективе!
  3. Ригидные сотрудники – это консерваторы до мозга костей. Не способны менять стиль работы или точку зрения. Спорить, аргументировать им что-то бесполезно, не пытайтесь, общайтесь инструкциями, придерживайтесь общих правил.
  4. Советчики – этот тип людей очень любит поучать, давать рекомендации, как и что вам лучше делать. Вреда от них нет, но назойливость способна вызвать минимум зевоту, максимум — ссору. В этом случае сами проявите инициативу, обратитесь за помощью, вы подчеркнете важность этого сотрудника, поддержите его самооценку и тем самым снизите потребность «быть нужным».
  5. Ваши педантичные коллеги могут придираться по любому поводу, выискивая мелочную неточность, но зато, если позволяет рабочий процесс, вы можете разделить обязанности, отдав им самую нудную и рутинную работу, требующую внимательность к деталям.
  6. «Артисты». Наверняка вам встречались люди демонстративного типа. Очень энергичные, эмоциональные, на работу они приходят за вниманием. Поэтому вас могут втянуть в скандал только бы оказаться в центре событий. Дайте артисту внимание, комплименты, в ответ вы получите хорошего союзника.

Отношения между коллегами 120

Это не единственные типы, их много. А что, если коллеги вроде бы неплохие, а отношения все равно не клеятся и периодически вспыхивают раздражения и стычки? Тут уж придется обратить внимание на себя любимых и задуматься, а не являемся ли мы сами  причиной и источником своих же проблем?  И в этом случае смена коллектива делу не поможет, вы из разу в раз будете попадать в одни и те же ситуации. Давайте поговорим прямо.

Что может провоцировать коллег на конфликты

  1. Необщительность, угрюмость, нежелание откликаться на просьбы. Это не значит, что нужно позволять садиться на шею. Но будьте доброжелательны, выручайте коллег, когда им это действительно нужно.
  2. Жалобы начальству на коллег. Лучше решайте спорные ситуации между собой, находя компромиссы.
  3. Если у вас плохое настроение, на вас накричал начальник, не задались дела, не срывайтесь на коллег! Есть множество способов, как бороться со стрессом: хобби, аутотренинги, медитативные техники, любимая музыка и многое другое.
  4. Не считайте, что ваше мнение самое важное. Часто прямолинейность путают с банальной невоспитанностью. Сдерживайтесь, говорите только, когда это действительно важно.
  5. Дружба на работе. Вы можете не заметить, как это станет мешать рабочему процессу и коллегам. Частые перекуры, долгие обеды, бесконечные разговоры не понравится и начальнику.
  6. Страх перетрудиться, если это общее задание, тем более аврал.
  7. Не берите что-то без спроса со стола коллег.
  8. Постоянное сравнение со своей бывшей работой, особенно не в пользу нынешней.
  9. Неудачные, неуместные и излишние любопытные вопросы. Например, какую кому платят зарплату, кто в каких отношениях стоит и пр.
  10. Громкие разговоры на личные темы, громкая музыка телефона, сильный запах духов, разговор с коллегами на повышенных тонах. Согласитесь, что эти моменты могут вывести из себя и вас, и окружающих.

Одна моя знакомая посетовала, что вынуждена искать другие вакансии. Как оказалось, против нее целый отдел организовал травлю. В психологии отношений это явление называется моббингом, когда все на одного. Причиной моббинга явился трудоголизм моей знакомой, который был воспринят отделом, как желание понравится начальнику и выделиться на фоне остальных. Решить проблему удалось, вычислив главного зачинщика травли, и напрямую с ним обсудив сложившуюся ситуацию. Если же вам, наоборот, лень что-то делать, то прочтите о том, как бороться с ленью.

Читайте так же:  Как научится общаться с людьми книга?

     Отношения в мужском коллективе: расставим приоритеты

Отдельного обсуждения заслуживают правила поведения в мужском коллективе. Мужчины тоже разные и в таких коллективах бывает ой как не просто, чаще всего это борьба за выживание!

  1. Во-первых, одевайтесь в строгий деловой стиль.
  2. Во-вторых, такое поведение как кокетливость, милое общение среди мужчин не пройдет. Все знаки внимания с их стороны – это провокации,  реагируйте слегка снисходительно, удивленно, но не грубите.
  3. В-третьих, на работе вы полноправный сотрудник, поэтому неуместно требовать к себе особого отношения.
  4. В-четвертых, ничего не бойтесь, на агрессию и конфликты реагируйте без эмоций, никаких истерик! Вам будут пытаться показать ваше место, будьте стойки, целенаправленны.Отношения между коллегами 183

Итак, как ни крути, а рецепт один: уважайте друг друга, придерживайтесь норм поведения, агрессорам давайте твердый отпор и стремитесь наладить отношения, ведь все мы, по большому-то счету,  одинаковы и все хотим приходить на самую лучшую работу в самый лучший коллектив. Если же вы всё еще в поисках лучшей работы, то обратите внимание на курс о 78 прибыльных интернет-профессиях. Нам всем известно, что скоро виртуальная работа займет огромное место в жизни людей. Так что есть вы с компьютером в хороших отношениях и в поисках более интересной работы, то возможность зарабатывать дома может быть как раз для вас.

Подписывайтесь на блог Юноны. Удачи и хорошего настроения!

Поделитесь с вашими друзьями, если статья вам понравилась и стала для вас полезной.

С уважением,
Джун

loading…

Сегодня поговорим о деловых отношениях и о том, какая должна быть психология отношений на работе. Тема отношений на работе стоит на втором по важности месте после семейных, поэтому также оказывает значительное влияние на нашу жизнь.

Знаете ли Вы, или нет, но человеку очень важно заниматься тем, что ему нравится. Когда человеку не нравится его работа или бизнес, то это влечёт за собой нехорошие последствия для его жизни в целом. Последствия могут проявляться в виде проблем, как на той же работе, так и в личных отношения, или на здоровье.

Вопрос.

То, чем Вы занимаетесь на данном этапе жизни, Вас устраивает? Это то, чем Вы хотите заниматься всю жизнь или нет?

Напишите, пожалуйста, в комментариях ниже ответ на этот вопрос. Просто составьте ответ из двух пунктов: 1 – чем Вы занимаетесь или чем планируете заниматься, 2 – нравится Вам это или нет. Напишите сейчас, прокрутите эту статью до самого низа, и там увидите поле для комментария.

Я буду рад дать обратную связь. Как только оставите комментарий, возвращайтесь к прочтению статьи.

Теперь вернёмся к теме.

Даже если на данном этапе жизни Вы не совсем довольны своей работой, то советы из данной статьи вдвойне будут полезны Вам. Ведь часто работа кажется нелюбимой из-за плохих и неправильных отношений с коллегами или руководством.

Психология деловых отношений на работе

Для того чтобы избежать ненужных проблем и трудностей на работе, необходимо знать три типа отношений в коллективе. Именно эти типы выделяет психология отношений на работе.

Их необходимо знать, как и обычным рядовым работникам, так и тем, кто занимает руководящие посты. Скажу больше, без знания этих типов отношений невозможно полноценно и эффективно руководить коллективом.

Типы отношений на работе

  • Психология равных отношений или дружеские отношения

Это наиболее близкие отношения между коллегами, в которых мы можем не только хвалить друг друга, но и сделать друг другу замечание. Ни в коем случае нельзя руководителю и подчинённому строить равные близкие отношения, это может привести к большим проблемам в коллективе.

Представьте простой пример. Руководитель начинает с кем-либо из подчинённых строить равные дружеские отношения. Этим самым этот подчинённый начнёт выделяться из коллектива, как привилегированный или особенный в чём-то по сравнению с другими

Это не понравится остальным членам коллектива, и именно с этого начнутся большие проблемы.

Отношения между коллегами 17

  • Психология отношений старшего к младшему (с позиции старшего)

Это могут быть отношения наставника и ученика.

В этом типе отношений наставник – это человек, который даёт советы ученику. Но наставник не участвует в рабочем процессе и не может быть руководителем для этого ученика.

Подчинённый едва ли будет слушать советы руководителя, а вот ученик будет прислушиваться к наставнику, который находится в нейтральном положении от рабочих процессов, в которых участвует ученик.

Наставник даёт возможность ошибаться своему ученику и развиваться в соответствии со своим предназначением в жизни.

Также это могут быть отношения руководителя и подчинённого.

В этом случае руководитель контролирует и следит за рабочими процессами, наказывает или поощряет, и ни в коем случае не строит близкие равные отношения с подчинёнными. Иначе будет разрушаться коллектив и дисциплина в нём.

Руководитель не должен давать подчинённому возможность постоянно ошибаться. Его нужно наказывать за это, но разумно.

Функции наставника и руководителя по отношению к одному человеку не совместимы. Вот такая психология отношений на работе в данном случае.
  • Психология отношений младшего к старшему (с позиции младшего)

Это могут быть отношения подчинённого и руководителя.

В таких отношениях подчинённый должен выполнять указания своего руководителя, и просто добросовестно выполнять свою работу. Очень важно понимать для подчинённого, что старшего нужно стараться уважать. Правда многое зависит от того, какой этот руководитель и какие поступки он совершает.

Также это могут быть отношения ученика с наставником.

Здесь принцип психологии отношений заключается в том, что ученик должен быть готов слушать советы своего наставника, пропускать их через себя, анализировать, задавать вопросы и т.п. Желательно уметь принимать наставника как старшего, иначе пользы может и не быть.

Теперь о тех качествах, которыми должен обладать настоящий успешный руководитель. Это очень важно в психологии отношений на работе.

Основные качества настоящего руководителя

Есть определённые качества, которыми обязательно нужно обладать и развивать в себе руководителю для эффективного взаимодействия со своими подчинёнными.

Важное качество:

Руководитель должен не просто зарабатывать деньги для собственной выгоды, а иметь какую-то высшую светлую идею в своей деятельности. В итоге в его деятельность будут привлекаться такие же светлые люди, которые сделают коллектив очень сильным и крепким.

Если у предприятия, фирмы возникнут проблемы, то люди, которые привлеклись высокой целью, всё равно останутся рядом. Те же, кто работает только ради денег – уйдут при первых трудностях.

Руководитель имеет право наказывать подчинённых за различные нарушения, и обязан это делать, чтобы поддерживать дисциплину и здоровую атмосферу в коллективе. Но делать это нужно с добротой в сердце, без злобы.

Слово руководителя должно быть сильнее решения фирмы. Ему нужно всегда держать своё слово и выполнять свои обещания, либо не давать пустых обещаний.

Также настоящий руководитель должен обладать такими качествами, как строгость, забота, внимательность, отзывчивость, человечность и т.д.

Если сказать в общем, то руководитель должен работать над собой и над качествами своего характера. Это большая тема для обсуждения, поэтому рассмотрим её в другой статье.

Отношения между коллегами 132

Резюме, или какая должна быть психология отношений на работе?

Итак, давайте сделаем краткий вывод о том, что было в этой статье.

Вы узнали 3 типа деловых отношений на работе:

  • Равные (дружеские) отношения;
  • Отношения руководителя (старшего) с подчинённым (младшим);
  • Отношения подчинённого с руководителем.

Каждому типу были даны пояснения о том, как вести себя в каждой конкретной ситуации.

Также была дана краткая характеристика руководителю и его качествам. Руководитель должен:

  • Иметь высшую цель в своей деятельности;
  • Наказывать подчинённых при необходимости;
  • Держать своё слово;
  • В соответствии с ситуацией быть строгим, заботливым, внимательным, отзывчивым, человечным и т.п.

Да, на этом психология отношений на работе не заканчивается, но это одни из главных её моментов. Многие другие ситуации нужно рассматривать индивидуально в зависимости от времени, места и обстоятельств.

В начале статьи я просил Вас написать в комментарии ниже о том, чем Вы занимаетесь в жизни на данном этапе, и нравится ли Вам это. Если ещё не написали, то сделайте это прямо сейчас.

Читайте так же:  Как успокоить мужчину тельца?

Будьте Счастливы и Успешны!

Разнообразие деловой практики причиной возникновения различий между нормативными базами профессиональных этик, детерминированных спецификой определенной профессии. Существует общий кодекс профессиональной этики, в основе которого лежат такие универсальные правила:

1) глубокое уважение к другому человеку, отношение к ней как к личности. Императив уважения к клиенту, коллеги должна быть неотъемлемой составной нравственной культуры каждого служащего или бизнесмена;

2) принцип достаточной информированности, который требует говорить не меньше и не больше, чем нужно для дела;

3) использование правдивой информации. От этого зависит степень доверия между коллегами, сотрудниками. Доверительные отношения между коллегами проявляются также в их способности оказывать друг другу профессиональную помощь, поддержку;

4) принцип целесообразности в профессиональных отношениях, который означает умение не отклоняться от темы разговора и находить эффективные решения вопросов;

5) четкое и убедительное для собеседника выражения мнения, способность внимательно выслушать и понять позицию собеседника.

Вместе культура межличностных отношений в деловой сфере представлена служебным этикетом, который распространяется на все учреждения, фирмы, институты и т.д.. Соблюдение в отношениях между коллегами, сотрудниками, партнерами морально-этических правил и требований служебного этикета является важнейшим фактором, который обусловливает эффективное функционирование социально-экономической организации. От этого зависит моральная и психологическая атмосфера в любом коллективе. Ибо, как известно, хорошее настроение и благоприятный психологический климат в отношениях положительно влияет на здоровье, производительность труда людей.

Служебный этикет в горизонтальном измерении («коллега — коллега») предусматривает соблюдение определенных требований:

1) при исполнении служебных обязанностей обращаться друг к другу на «вы»;

2) обращаться со всеми коллегами вежливо и тактично;

3) не критиковать личные качества сотрудников. Критикуя выполнения коллегой его профессиональных обязанностей, всегда аргументировать свою точку зрения, предлагать альтернативные решения и действия;[1]

4) не перекладывать работу на своих коллег;

5) критику своей работы не воспринимать слишком лично. При этом обвинять других, не оправдываться и не защищаться, если вы правы, лучше учесть конструктивные пожелания и поблагодарить за них;

6) не опаздывать на работу, поскольку это является проявлением пренебрежения к распорядка организации и коллег по работе;

7) все дела делать своевременно, в противном случае ничего думать о хорошем счету и карьерный рост;

8) обязательно сохранять технологические, кадровые и другие тайны, соблюдать конфиденциальность в нерабочее время;

9) учитывать интересы сотрудников, партнеров, клиентов, толерантно относиться к другим точкам зрения;

10) соблюдать культуры собственной речи, использовать устную и письменную речи в соответствии с собственного статуса и статуса собеседника, избегать жаргона, идиоматических выражений, двусмысленности, речевых ошибок;

11) использовать одежду в соответствии с деловой моды и должности, которую приходится занимать;

12) не допускать доверительных отношений с сотрудниками, личностные, деловые качества которых недостаточно изучены;

13) инициировать общение с коллегами на профессиональные, служебные темы, изучать их опыт, избегать в разговоре личным вопросам, высказываний беспокойства, страха перед новой работой;

14) не допускать кривотолков, сплетен, оценочных суждений относительно других людей.

Правила светского этикета, которые обязывают мужчин проявлять галантность, в современном деловом мире утратили свою обязательность. Служебный этикет не требует открывать перед женщиной дверь или платить за нее счета в ресторанах и т.д.. Если, например, у дверей оказываются шеф, его заместитель и женщина, их открывает тот, кто находится к ним ближе, кому это удобнее сделать.

Иногда мужчины колеблются, стоит проявлять галантность женщин-коллег. Среди многих женщин бытует мнение, что на работе «женщин не существует». И если руководитель не пригласил подчиненную женщину сесть, она не считает это неэтичным. Деловая женщина не должна тянуть подавать руку, как это предусмотрено светским этикетом. Первой должна приветствоваться лицо, должность которого ниже рангом. Если в офис, служебное помещение заходит руководитель, женщина, как и другие сотрудники, должна подняться. Но если в течение рабочего дня он заходит несколько раз, вставать не нужно. Женщина должна придерживаться таких требований служебного этикета:

1) войдя в помещение, в котором есть люди, она приветствует всех присутствующих легким наклоном головы;

2) сначала женщина приветствует старших по должности мужчин или старших по возрасту женщин;

3) обмен рукопожатием женщины делают по обоюдному согласию;

4) женщина должна первой поздороваться с мужчиной, обгоняя его, проходя мимо или присоединяясь к группе.

Не противоречит этикету служебных отношений устоявшаяся традиция проведения корпоративных вечеринок, празднований дней рождения и т.п.. Однако в таких случаях служебный этикет говорит:

— Не стоит принудительно собирать деньги на подарок: юбиляра поздравляют только те, кто этого желает;

— Корпоративные вечеринки следует устраивать со стандартным набором недорогих блюд. При этом запрещается угощать коллег пирожными, тортами, конфетами, кофе и коньяком. Главное, не употреблять большого количества спиртных напитков, чтобы не потерять над собой контроль, а затем и уважение коллег;

— Подаренные цветы следует унести домой, а не оставлять их на работе. Подаренными сладостями стоит сразу угостить своих коллег.

Женщина в бизнесе, будь то руководитель, менеджер среднего звена или секретарь, всегда должна соответствовать имиджу деловой женщины. В помощь многим женщинам послужит женский онлайн журнал LadyDiary, где каждая сможет найти для себя интересную и полезную информацию о том как вести себя на работе с коллегами, что такое дружба на работе или как стать любимицей шефа. Ответы на эти вопросы и многое другое ищите на сайте Корпоративная культура Huawei: преданность и трудоголизм

Личность основателя сыграла важную роль в успехе компании

Неотъемлемый атрибут деловых отношений

Визитная карточка – один из главных атрибутов деловых отношений между партнерами. С помощью визитки вы можете зарекомендовать себя и свою компанию, произвести впечатление.

Кальянная культура: что важно знать

Культура курения кальяна пришла к нам с Востока. Это особое таинство, которое уходит корнями к древности. Родиной кальяна принято считать Индию. Со временем древние персы переняли у индусов секреты курения ароматического табака и распространили их по всей Азии.

Сувениры и подарки в деловой сфере

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В деловой жизни, как и в повседневной, принято дарить подарки. Часто сувениры и подарки преподносят не только в знак благодарности и признательности, но и в целях поддержания имиджа компании. Чем же отличается подарок от сувенира?

Культура меняет нас

Студия Лебедева создала «лицо» для Года культурыСтудия Артемия Лебедева совместно с департаментом культуры Москвы выпустили серию рекламных плакатов для официального Года культуры.

Имидж организации и корпоративная культура

Атрибутами имиджа организаций являются:o целостность стиля сотрудников — от уборщицы до генерального директора, стиль касается не только внешнего вида, но и поведения (стиль разговора по телефону секретаря, проведение совещаний);

Культура потребления алкогольных напитков

Трудно придумать более сложное направление в маркетинге и брендинге, чем продвижение алкогольной продукции. Здесь переплелись и законодательные ограничения, связывающие руки, и непредсказуемость потребителя, пристрастия которого бывают весьма замысловаты.

Культура межличностных отношений в деловой сфере (Часть 1)

Культура межличностных отношений в деловой сфере охватывает систему морально-этических принципов делового общения, которые позволяют эффективное взаимодействие субъектов профессиональной, предпринимательской, коммерческой деятельности — построение служащих, партнеров и др. Если общение в семье или в кругу друзей имеет преимущественно непосредственный характер и ориентировано на гармонизацию отношений ради них самих, то деловое общение опосредованное определенным делом — профессиональным или коммерческим интересом (интересами) и другие. Возникает оно на основе различных форм деятельности, в результате чего формируется отличная от других коммуникативных практик морально-этическая культура.

Деловой стиль: мужская и женская обувь, деловой костюм.

Со сменой сезона с наступлением холодов, в каждом офисе перед работниками (и мужчинами, и женщинами) встает вопрос сменной обуви. Специалисты рекомендуют мужчинам отказаться от стоптанной обуви, например, с целью «доносить» их в офисе. Согласно многочисленным исследованиям, стоптанная мужская обувь не вызывает одобрения у коллег, а если стоптанная обувь у начальника – его авторитет падает. Больше всего располагает новая начищенная обувь классического вида.

СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Мнение, что патенты отвлекают изобретателя от главной задачи его деятельности, вряд ли может выдержать суровую критику, — изобретатель должен воспользоваться его результатами.

Отношения в коллективе — это один из самых важных критериев работы, поскольку карьерный рост и зарплата не могут заменить комфорта. Какой должна быть атмосфера в офисе и как исправить ситуацию, если она далека от идеала?

Читайте так же:  Любовь и прочие неприятности

Взаимоотношения между начальником и подчиненным или между работниками должны строиться согласно правилам. Это позволяет создать субординацию, отделить деловое общение от личного, повысить работоспособность каждого человека и успех компании. Однако многие коллективы нарушают их, поскольку на взаимоотношения в коллективе влияет личный фактор. Поэтому сначала надо понять суть взаимодействия между работниками, потом определить существующие проблемы, а после этого можно менять модель поведения.

Актуальным для большинства людей остается вопрос отношений с начальником. Как создать максимально эффективную для взаимодействия атмосферу? Большая ответственность лежит как раз на том, кто занимает более высокую должность. Например, начальник должен создать условия для того, чтобы коллектив стал сплоченным. Именно он должен следить за выполнением поручений и прямых обязанностей работниками, а также находить причины того, почему задания остались без должного внимания. Также в его компетенции находится урегулирование конфликтов, когда ему необходимо выступить объективным судьей. Но мелкие ссоры лучше не выносить на всеобщее обозрение, а решать без помощи вышестоящих лиц.

Если между работниками одного ранга возможны возникновение дружбы и более тесное общение, то в случае с начальником это исключено. Он всегда должен пресекать попытки людей перейти на новый уровень общения, поскольку выделение из коллектива любимчиков ничем хорошим не закончится. Начальник обязан относиться к своим подчиненным одинаково, оставаясь сторонником справедливости, когда ошибки наказываются одинаково, а награды выдаются только по заслугам.

Подчиненные, в свою очередь, тоже обязаны взять часть ответственности за жизнь коллектива на себя. Дружественная атмосфера должна создаваться на всех уровнях. Взаимное уважение и готовность помочь в трудную минуту позволяют получать от работы удовольствие. В коллективе должна быть преданность общим целям, которая не противоречит личным принципам и не ущемляет отдельных людей.

Отношения между сотрудниками — это целый пласт жизни офиса, который сильно влияет на атмосферу в коллективе. Иногда работники могут тесно общаться друг с другом, однако чаще всего для этого не остается времени. Но даже в этом случае плохое отношение способно проскальзывать в мелочах, портя всем настроение. Каждому стоит воспринимать своих сотрудников как отдельных личностей даже в том случае, когда ему о них известно крайне мало.

Обычно для жизни коллектива не свойственны слишком близкие отношения. Поэтому лучше не интересоваться личной жизнью сотрудников, не задавать много вопросов, чтобы не испугать другого человека любопытством и настойчивостью. Также не следует навязывать другим истории из своей жизни, поскольку подобная открытость может остаться непонятой. Подобные темы должны подниматься в разговорах только тогда, когда все участники беседы готовы к ним.

В коллективах можно встретить разные конфликтные ситуации, среди которых самыми распространенными являются сплетни, манипуляции, портящие отношения между коллегами. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, старайтесь не идти на поводу у недружелюбных сотрудников, избегать участия в интригах. Также стоит оценить все за и против, когда речь идет о служебном романе. Он довольно часто встречается среди сослуживцев, однако очень редко приводит к хорошему концу. Если вам дорога ваша работа, избегайте интрижек с сотрудником.

Работа существует в первую очередь для того, чтобы качественно выполнять свои обязанности. Если помнить об этом, отношения с коллегами будут подчиняться данному принципу.

Отношения между коллегами 103

Путь

Карьера → Деловое общение → Отношения в коллективе

Фильтры

общение с руководством ,

общение с коллегами ,

общение с подчиненными

Теги

отношения в коллективе ,

взаимодействие между работниками ,

отношения с начальником ,

отношения между сотрудниками

Похожие

Профессиональная педагогическая этика проявляет себя еще в одном блоке взаимоотношений: в системе «педагог—педагог». Разумеется, отношения в учительской, как и в любом коллек­тиве, регулируются общими правилами и нормами хорошего тона и делового этикета, предполагающими взаимную вежливость, предупредительность, внимание друг к другу. Здесь, как прави­ло, не бывает громких конфликтов и безобразных сцен. Но и здесь порой кипят страсти, скрытые под маской благопристой­ности, назревают конфликтные ситуации, порожденные взаим­ной несовместимостью и обидами.

Отношения в учительской между педагогами определяются обстоятельствами и регулируются этическими нормами и прин­ципами трех видов:

общечеловеческими, базирующимися на высших моральных ценностях, которые рассматриваются общей этикой и подчиня­ются ее закономерностям;

• нормами делового общения и служебного этикета, подчи­няющими себе все виды профессиональных взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали»;

• этическими нормами и принципами, в которых проявляет­ся специфика именно педагогического труда.

Остановимся на двух последних видах, непосредственно ре­гулирующих профессиональные отношения между педагогами.

Этические нормы и принципы делового общения «по гори­зонтали» регулируют служебные отношения между коллегами в каждом коллективе. Они ориентированы на установление такого морально-психологического климата, который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любо­го коллектива. Педагогический коллектив также подчиняется этим «правилам игры», разумеется, с определенными поправками на специфику педагогических взаимоотношений.

Общие нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений

Основные нормы и принципы моральной регуляции предполага­ют, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:

слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, под­держку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;

доброжелательность, в атмосфере которой педагог только и мо­жет полностью проявить себя и как личность, и как профессионал;

чуткость и тактичность, которые, выражая внимание к человеку, не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его лич­ную жизнь;

терпимость к особенностям и недостаткам коллег, умение при­нимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.

Формируются эти качества коллектива на основе морально­-психологической общности людей, предполагающей:

— наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих чле­нов педагогического коллектива не только в служебное время, но и в неформальной обстановке;

— ориентацию на общие нравственные нормы и ценности — общече­ловеческие, гражданские, культурные и другие, что помогает предот­вратить серьезные конфликты и разногласия;

сходство мнений в оценках как профессиональных проблем, так и вопросов, выходящих за рамки служебных интересов (политика, куль­тура, мода);[2]

— присутствие особого «мы—чувства», формирующего гордость за принадлежность к профессии педагога, за свою школу, институт, ка­федру; стремление поддержать их престиж, доказать их (и свое) пре­восходство.

Кроме перечисленных качеств большое значение для само­чувствия и работоспособности педагога имеет ряд других об­стоятельств, знание и учет которых может объяснить многие нюансы и сложности взаимоотношений в коллективе. Прежде всего, следует иметь в виду неоднородность педагогического кол­лектива по разным основаниям.

1. Наличие в педагогическом коллективе (как и в любом дру­гом, в том числе ученическом и студенческом, что также следу­ет иметь в виду) особых слоев, отличающихся типом поведения и способом взаимодействия с другими людьми:

«коллективисты» — общительны, тяготеют к совместным дейст­виям, поддерживают общественные начинания, быстро включаются в общие мероприятия. Они составляют костяк, актив коллектива и облег­чают руководителю контакт с ним. Вместе с тем они очень чувствитель­ны к общественной оценке, нуждаются в постоянном поощрении, ко­торое стимулирует их дальнейшую активность;

«индивидуалисты» — больше тяготеют к самостоятельным дейст­виям, часто замкнуты и необщительны, но это не всегда свидетельст­вует об их высокомерии, а скорее, о застенчивости или неуверенности в себе. Нуждаются в ободрении, особом подходе;

«претензионисты» — предрасположены к активному участию в жизни и делах коллектива, но обладают повышенным тщеславием (пре­тензиями), обидчивы, стремятся постоянно находиться в центре вни­мания. Если их недооценили или не предложили достойную их работу, то они легко становятся в позу недовольных, критикуя руководство и его решения, выступая эпицентром конфликтных ситуаций;

«подражатели» — отличаются слабой самостоятельностью мыш­ления и отсутствием инициативы. Главный принцип их отношений с людьми — поменьше проблем и осложнений. Приспосабливаются к любым условиям, всегда согласны с мнением большинства. Они дисци­плинированны, избегают участия в конфликтах, «удобны» в управле­нии, поэтому пользуются расположением руководства. Однако за их соглашательством часто стоит равнодушие, эгоизм, забота только о собственных интересах. Поэтому важно сформировать в коллективе ат­мосферу нетерпимости к подобным качествам, пробуждая у людей чув­ство ответственности за собственную позицию;

Читайте так же:  Поведение мужчины после развода

«пассивные» — тип слабохарактерных людей. Они добродушны, дружелюбны, исполнительны. У них часто бывают благие порывы и намерения, стремление быть в ряду активных, но они не умеют про­явить инициативы, стесняются громко заявить о себе — у них не сраба­тывает волевой механизм. Такие люди нуждаются в четком руководстве, наличии побуждающих импульсов, развитии волевой собранности;

«изолированные» — люди, которые своими действиями или выска­зываниями (пренебрежение к работе и жизни коллектива, стремление переложить все на плечи других, грубость, эгоизм и т. п.) оттолкнули от себя большинство коллег. Это ведет к изоляции таких людей: с ними мало разговаривают, стараются не общаться. Изолированными часто оказываются люди, недостаточно воспитанные, раздражительные, всегда недовольные, с болезненным самолюбием. Нередко эти качества ока­зываются не результатом сознательного выбора поведения, а следстви­ем неправильного воспитания или неблагоприятного стечения обстоя­тельств. Таких людей надо не игнорировать, а постараться изменить, помочь им избавиться от отрицательных черт характера или хотя бы смягчить, «облагородить» их.

Перечисленные «слои», разумеется, не обязательно группируются друг с другом, но наличествуют практически в каждом коллективе, правда, с «поправками» на специфику. Так, в педагогических коллек­тивах наиболее распространены «коллективисты», «подражатели» и «претензионисты» (последние весьма осложняют взаимоотношения в кол­лективе), зато практически не бывает «изолированных», которые, напро­тив, часто встречаются в учебных, особенно подростковых, группах.

2. Наличие совместимости или несовместимости между чле­нами педагогического коллектива, относящимися к разным сло­ям, группам, различающимися по взглядам, убеждениям, жиз­ненному опыту, потребностям, интересам. Совместимость обес­печивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдель­ных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Совместимыми могут быть люди как с одинаковыми, так и с разными, но удачно дополняющими друг друга качествами. Не­совместимость — это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, раз­личие во внимании, мышлении, ценностных установках; это невозможность дружеских связей, неуважение или даже непри­язнь друг к другу. Несовместимость затрудняет, а иногда и дела­ет невозможной совместную деятельность и жизнь людей.

Совместимость и несовместимость проявляются через симпатию или антипатию людей друг к другу. Если мы испытываем влечение, потреб­ность в общении с другим человеком, стремимся быть ближе к нему, вместе работать и проводить свободное время и если это стремление взаимно, то это — симпатия, ведущая к совместимости. Если же все наоборот, тогда налицо явная антипатия и несовместимость. И если различие по «слоям» не сказывается на создании микрогрупп в коллек­тиве (люди, относящиеся к одному слою, могут и не симпатизировать друг другу), то отношения совместимости и несовместимости, симпа­тии и антипатии реально определяют наличие микрогрупп, компаний и кружков, между которыми, в свою очередь, могут складываться до­вольно сложные отношения.

3. Различие по профессиональным ориентациям и интересам: ведь в одной учительской собраны «физики» и «лирики», есте­ственники и гуманитарии. Одно это чревато проблемами во взаи­моотношениях между ними.

Возьмем, к примеру, отношения последних. Лет тридцать — сорок назад бум вокруг научно-технической революции поставил вопрос о политехнизации школы и привел к пересмотру учебных планов и про­грамм. Именно тогда на передний план выдвинулись дисциплины фи­зико-математического цикла, потеснив «всякие там ботаники с геогра­фиями», а заодно и гуманитарные науки. Сегодня мы много говорим о падении духовности в обществе, о необходимости экологической куль­туры… Но не сказалось ли здесь если не пренебрежение, то, по крайней мере, невнимание к некоторым областям знания? Невнимание, кото­рое, с одной стороны, не могло не ощущаться учащимися, а с дру­гой — отразилось и на положении, и на отношениях самих учителей.

Появились предметы «главные» и «второстепенные». Первые (и их «носители») пользовались преимуществами, например, при составлении расписания. У вторых постепенно и незаметно сокращалось количество часов, а если в школе возникала по­требность освободить детей от занятий для проведения каких-то мероприятий, то в первую очередь это были уроки ботаники, географии, истории. Так в учительской возникало неравенство, которое, конечно же, осложняло взаимоотношения самих педа­гогов, порождая чувства обиды и несправедливости.

К сожалению, и сами учителя в этом плане бывают не всегда кор­ректны. Чем, как не следствием дегуманизации образования (и низкой культурой), можно, например, объяснить подобную тираду разгневан­ного математика: «Чтобы доказать эту теорему, надо голову на плечах иметь и думать как следует! Это тебе не история с географией!»?

Когда-то, еще до Октябрьской революции, классическое об­разование, нацеленное на формирование в ребенке Гражданина и Человека, делало это удивительно просто. Не было специаль­ных «воспитательных мероприятий», но зато львиная доля учеб­ного времени отводилась урокам истории и словесности, кото­рые сами по себе воспитывали чувство патриотизма и заставля­ли размышлять над нравственными проблемами.

В Киеве, в музее 1-й гимназии (рядом с домом-музеем М. Булгако­ва) есть один экспонат: на классной доске написаны, еще с «ятями», темы последних перед революцией 1917г. выпускных сочинений: «Ты Человек! Постоянно взвешивай и обдумывай это!» и «Бедность и богат­ство — относительно их влияния на нравственность». Так формировался Homo Moralis — Человек Моральный.

4. Реальность личностной неоднородности, неодинаковости чле­нов педагогического коллектива, в котором объединены люди самые разные — по возрасту, жизненному опыту, темперамен­ту, взглядам, убеждениям, уровню культуры и образования… Одни из них оканчивали университеты, другие — педучили­ща, одни живут высокими духовными потребностями, следят за новинками науки, искусства, литературы, другие больше всего озабочены бытовыми проблемами.

Различаются педагоги и по своим личным мировоззренческим качествам. В условиях глобальной политизации общества явст­венно прослеживаются разные, а то и диаметрально противопо­ложные политические и идеологические приверженности и сим­патии. Сегодня в учительской собираются люди с самыми раз­ными взглядами и ориентациями — от ярых коммунистов и национал-патриотов до радикальных демократов, от убежденных материалистов до мистиков. А богатая событиями жизнь подбра­сывает все новые и новые ситуации, вызывающие неоднознач­ные суждения и оценки. Кто из них прав, кто виноват? Пере­фразируя М. Горького: с кем вы, господа интеллигенты?

Причем сегодня не только политика, но, пожалуй, любая область культуры вызывает противоречивые оценки и разводит учителей «по разные стороны баррикад». Единодушный и демонстративный атеизм прошлого сменился обращением к религиозным истокам духовности — у кого-то искренним, у кого-то напоказ модным, кто-то по-прежнему остался воинствующим атеистом, кто-то нашел себя в «живой этике»… Хватает ли у каждого из нас выдержки и терпимости, чтобы с уваже­нием относиться к взглядам друг друга? Способны ли коллеги-педагоги воздержаться от презрительных, да еще с апломбом, оценок художест­венной выставки, скажем, русского авангарда или постмодерна, кото­рую хвалит один, а другие (с гордостью) «не по-ни-ма-ют»? Всегда ли сдерживаются старшие коллеги, чтобы не поджать неодобрительно губ или не сделать вслух замечания по поводу джинсов, длины юбки или яркости макияжа молодой преподавательницы, если они не совпадают с их представлениями о должном внешнем облике педагога? А пробле­ма возрождения национального языка и культуры, затрагивающая ин­тересы всех преподавателей и вызывающая поэтому неоднозначное от­ношение каждого из них? Сумеет ли, скажем, русскоязычный препо­даватель проявить подлинно гражданское чувство и переступить через личные соображения, принимая и поддерживая возрождение белорус­ской культуры и языка? А разногласия по поводу методов и методик преподавания, мобилизующие своих сторонников и противников?

Сложность взаимоотношений в педагогическом коллективе в значительной мере определяется еще и тем, что все эти культу­рологические различия усиливаются различиями психологически­ми, ведь здесь, в учительской, есть представители всех типов темперамента: сангвиники и меланхолики, флегматики и холери­ки с их разными способами саморегуляции и реакций на одни и те же раздражители, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Рассмотренные проблемы являются общими для всех коллекти­вов и определяют отношения между коллегами «по горизонтали».

Специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе

В педагогическом коллективе наряду с общими нормами мо­ральной регуляции большое значение имеют особенности про­фессиональной психологии педагога, которые в качестве субъ­ективных факторов определяют специфические моменты в пове­дении и отношениях педагогов.

1. Один из них — кажущийся индивидуализм педагогического труда. Действительно, основная работа каждого педагога проте­кает один на один с учащимися. На протяжении учебного года или даже нескольких лет он и только он учит их за закрытой дверью своему предмету, а заодно и жизни, отношению к делу, людям и т.д. И постепенно возникает иллюзия, что благодаря именно его усилиям дети становятся более умными, знающи­ми, развитыми. Учитель «забывает», что одновременно с ним, в том же направлении на них воздействуют его коллеги и что по­лученный результат — это результат совокупных усилий всех педагогов. И тогда он перестает координировать свои требова­ния и действия с требованиями своих коллег и начинает дейст­вовать по принципу «выхожу один я на дорогу». Это может прояв­ляться, например, в неумеренной требовательности педагога.

Читайте так же:  Психология на работе

Известно, что требовательность проявляется, в частности, в объеме домашних заданий. Однако мало кто из учителей, давая задание на дом, думает о том, какие еще предметы будут у учащихся в этот день? И сколько им задали другие учителя? Возможно ли полностью и добросо­вестно выполнить все эти задания? А ведь не думая об этом, педагог, по существу, провоцирует учащихся на выбор: чему отдать предпочте­ние — физике с математикой или биологии с историей. И уже тем са­мым поступает некорректно по отношению к коллеге.

2. «Индивидуализм» тесно связан с. другой профессиональной чертой педагога: обостренной потребностью в авторитете. Есте­ственно, любой специалист стремится обладать авторитетом в своей области. Но у учителя «соискание авторитета» — профес­сиональная необходимость, ибо учитель без авторитета просто-напросто не может учить: ему «не поверят». Однако потребность в авторитете может проявляться по-разному. Например, в неко­торой амбициозности, выражающейся в преувеличенном чувст­ве собственного достоинства, в излишней уверенности в себе — в непогрешимости своих знаний, методик, в ценности своих педагогических находок.

3. Без уверенности в себе и истинности своих знаний педагогу нельзя — он должен быть уверен в себе! Однако постоянное «об­щение» с вечными, незыблемыми истинами, сопровождаемое убедительной аргументацией, может привести к тому, что по­степенно у него развиваются категоричность и максимализм, без­апелляционность суждений и уверенность в собственной непогре­шимости. Эти «профессиональные черты» осложняют педагогу даже личную жизнь, общение с близкими и любимыми людьми. Что же говорить об отношениях в учительской, где собираются десятки одинаково «непогрешимых» и категоричных, и тогда политические или безобидные бытовые дебаты и замечания ока­зываются чреваты серьезными конфликтами, порождающими неприятие, а порой и неприязнь друг к другу.

4. Подстерегает учителя и такая опасность, как излишняя по­дозрительность, с которой он порой относится к любому кри­тическому замечанию в свой адрес, усматривая в нем покуше­ние на свой авторитет. Подозрительность идет рука об руку с обидчивостью. И обе препятствуют как установлению оптималь­ного морально-психологического климата в учительской, вы­зывая напряженность в отношениях между коллегами, так и со­вершенствованию профессионального мастерства, ибо блоки­руют самокритичность и объективность педагога по отношению к собственным ошибкам.

5. Все эти опасности и «ловушки» связаны со сложностями в самооценке и объективной оценке педагогического труда. Возмож­на ли такая оценка вообще и каковы ее критерии? Проблема, грубо говоря, сводится к дилемме: кого-то незаслуженно «пере­хвалили», кого-то несправедливо «недохвалили»… Неправиль­ное поведение первых или вторых (или тех и других) способно спровоцировать деление коллектива на группировки, вызвать враждебность, зависть и недоброжелательство.

Например, кто-то из педагогов, однажды попав в «обойму» масте­ров (заслуженно или незаслуженно), остается там многие годы, поль­зуясь славой, почетом и авторитетом, а другие — «неудачники» — никак не могут выбраться из списка тех, кому постоянно указывают на недос­татки или кто надолго остается «молодым преподавателем». И тогда ста­новится понятным, откуда у многих педагогов складывается порой это ощущение несправедливости и обиды: меня недооценили, коллегу пере­хвалили. В результате возникает стремление, противоречащее нормам

педагогической этики, доказать не то, что ты не хуже педагога-мастера, а то, что он ничем не лучше тебя и других, т. е. «развенчать» его.

Профессиональная этика требует от педагога, независимо от его личной оценки, уважительного отношения к опыту и мас­терству признанного педагогического авторитета, скрупулезно­го их изучения (а не отрицания «с порога»), попыток примене­ния в собственной практике. Тем более недопустимы зависть и недоброжелательство, стремление умалить заслуги другого, до­казать его несостоятельность или даже выжить из коллектива. Но это уже нормы не профессиональной, а просто человеческой порядочности.

Вместе с тем многое зависит и от поведения самого педагога- мастера.

Бывает так, что однажды став «лучшим», «образцовым», учитель преисполняется уверенности в собственной непогрешимости, начина­ет «почивать на лаврах» и «стричь купоны» с предыдущих достижений. Он перестает искать и учиться сам, а чужие новации его раздражают. Он обретает особый — высокомерно-снисходительный тон арбитра пе­дагогического мастерства по отношению к своим коллегам, что, разу­меется, не может не нервировать их.

Подлинная педагогическая культура несовместима с само­любованием и самовлюбленностью, заносчивостью и чванством, которые отталкивают коллег и вызывают их справедливые наре­кания.

6. Сложности в оценке педагогического труда и определении квалификационного положения (опытные — неопытные, стар­шие — младшие) связаны с особенностями критики в педагоги­ческом коллективе. В связи с этим следует сделать несколько за­мечаний о критике — «замечания о замечаниях». Лучше всего ис­пользовать те рекомендации, которые выработаны для анало­гичных ситуаций Д. Карнеги. Они общезначимы и не носят про­фессионально направленного характера, однако могут и долж­ны учитываться в профессиональном педагогическом общении с коллегами, например, при обсуждении проведенного занятия. Общей нормой здесь должны быть доброжелательность и опора на положительное восприятие.

К сожалению, обычно при разборе занятия после традиционных констатаций о «соответствии требованиям», «методической грамотно­сти» и т.д. большая часть времени посвящается «недостаткам» и «упуще­ниям». При этом педагоги-коллеги порой забывают о необходимости щадить самолюбие и гордость человека. Конечно, конструктивная кри­тика необходима для совершенствования мастерства, но лучше делать замечания и критиковать наедине, в неформальной обстановке, а «на людях» постараться выявить все положительное, подчеркнуть малей­шие достижения. Дайте человеку почувствовать, что вы высокого мне­ния о его возможностях, и он постарается оправдать ваше мнение, приложив для этого максимум сил. Ободряйте человека, не столько подчеркивая его ошибки, сколько показывая, особенно на собствен­ном опыте, что они исправимы.

Можно, конечно, и не согласиться с этим, считая, что такие дей­ствия могут привести к зазнайству и потере самокритичности. Действи­тельно, эта опасность есть, но все же лучше перехвалить человека, дать ему уверовать в собственные силы, чем унизить и выбить почву из-под ног. Каждый из нас хоть раз бывал в положении человека, которого при всех «разделывают под орех». Какие чувства испытывали мы тогда: стыд, обиду, возмущение?.. Но никогда при этом человек не испытыва­ет творческого подъема, удовлетворения и желания трудиться еще луч­ше. Значит, и для пользы дела соблюдение этических норм приносит благо, а не вред.

Рассмотренная система связей в педагогическом коллективе, симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость, слож­ности оценок и психологического взаимопонимания не могут и не должны, однако, фатально определять отношения в коллек­тиве. Обеспечению оптимального климата в отношениях «по го­ризонтали», созданию обстановки психологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимых этических прин­ципов и норм.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.
  2. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Мамочка, пожалуйста. Ошибки аиста (комплект из 3 книг). — М.: ИГ «Весь», 2014. — 608 c.
  3. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.
Отношения между коллегами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here