Моя одноклассница и по совместительству нежно и трепетно любимая подруга в доисторические времена утверждала, что не найдется ни одной ситуации, характера, сюжета, книги, которым бы я не нашла литературной параллели. Ну что делать, не виноватая я. В доме были только книги)
Утром вспомнилось и прочно засело в голове «О, мой застенчивый герой».К слову сказать, так называемую женскую поэзию не люблю и не понимаю по большей части. Обходилась 2-3 стихотворениями женщин-поэтов, но зато с упоением читала и Бродского, и Вертинского, и… (впрочем, видимо, легче вспомнить, кого не читала). «Женская» поэзия при всей условности обобщений казалась мне какой-то излишне исповедальной, ноющейся, навязчивой.
А тут захотелось тряхнуть стариной и провести легкий окололитературный анализ. Итак:
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
У меня сразу же возникло 2 версии событий. Пунктиром.
Первая.Он и она. Чувства, пусть и разной степени интенсивности, у обоих. Она себе его «выдумывает», как и их отношения, не видя реального человека за придуманным образом.Это может быть как чисто её ошибка, так и потому, что он ей себя не открыл. И вот она строит воздушные замки, строит, но реальная основа очень слабая. Отношения заходят в тупик. Она видит, что любила не реального человека, а свой образ, поэтому и не обвиняет его,»моя лишь роль».
Вторая. Она любит, он позволяет себя любить. Она в силу своего чувства старается, стремится быть с ним, раствориться в нем. Ему в начале это льстит, потом забавно, а ещё позже это надоедает и утомляет, у него же любви нет. Он начинает всячески пытаться отшить её, но она терпит, прощает. Со временем унижения становятся публичныи. И вот здесь уже «гоготал партер». В итоге неизбежное расставание. И здесь уже он и только он «герой», так как с самого начала не был честен, принимая любовь. А она все проанализировала, поняла, что из двоих только она любила (моя лишь роль), но выяснять отношения из-за гордости и былой любви не хочет.
Возникло сразу чувство, что версии ещё могут быть, но не могла найти ещё нити. Решила спросить.
И вот версия мужчины:
Она описывает не какого-то конкретного мужчину, а ситуацию из жизни. Все друг друга знают, мир тесен. Женщину как-то скопроментировали. И вот, чтобы перевести внимание от этого, она придумывает и распространяет о себе какую-то информацию, скандальней предудыщей реальной. Таким образом, она избегает обсуждения того, чего она боится. Следовательно, «герой» — это она сама, а всё описанное — хитрый маневр.
Хм. А девочки и мальчики всегда настолько по-разному воспринимают все и думают? Или именно эти стихи очень женские?
Ну например,
Да. Лучше поклонятся данности
с убогими ее мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
Но вот «героя» не представляю из уст мужчины. И дело не в местоимениях, а в самой ситуации. Хотя скорее всего я просто очень плохо знаю мужчин.
Тут же вспомнила увиденный в воскресенье ужас: С.Галанин пел «Не отрекаются любя».
Что трудно мне тебя не ждать
Весь день, не отходя от двери,
За это можно всё отдать.
К сожалению, легче могу представить другую ситуацию (беру из жизни, даже без литературы). Есть вот молодой человек, не хуже и не лучше других. И вот у него примерно втечение 8 месяцев моего наблюдения почти как в сказке было 3 девушки. С первой жил, она его всегда ждала, любила (забегая вперед скажу, что она сейчас его жена). Вторая: секс, «но она глупая». Третья: «недоступная». Причем, по его словам, если бы третья согласилась, то он бы бросил бы всех остальных (в чем, правда, я сильно сомневаюсь). Но он «третью» особо и не добивался, так как и без нее неплохо все было. Но я отвлеклась.
Но что б так ждал, ни с кем не был, довольствовался только отблеском её холодного света, не получая тепла… Сильно сомневаюсь. «Чисто женская фигня».
Ещё есть стихотворение, которое пусть и спорно, но тоже можно в эту «песочницу», Ахматова на сей раз:
Он любил…
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.
Здесь не сложнее говорить, есть ощущение, но нет слов. Но всё равно думаю, что чисто женское.
А что ещё можно вспонить и включить в такой сомнительный список?
Впроче, есть ведь и стихи. которые не могли быть написаны женщиной. Первое, что приходит в голову:
Убившей любовь
Какое мне дело, что ты существуешь на свете,
Страдаешь, играешь, о чем-то мечтаешь и лжешь,
Какое мне дело, что ты увядаешь в расцвете,
Что ты забываешь о свете и счастья не ждешь.
Какое мне дело, что все твои пьяные ночи
Холодную душу не могут мечтою согреть,
Что ты угасаешь, что рот твой устало-порочен,
Что падшие ангелы в небо не смеют взлететь.
И кто виноват, что играют плохие актеры,
Что даже иллюзии счастья тебе ни один не дает,
Что бледное тело твое терзают, как псы, сутенеры,
Что бедное сердце твое превращается в лед.
Ты-злая принцесса, убившая добрую фею,
Горят твои очи, и слабые руки в крови.
Ты бродишь в лесу, никуда постучаться не смея,
Укрыться от этой, тобою убитой любви.
Какое мне дело, что ты заблудилась в дороге,
Что ты потеряла от нашего счастья ключи.
Убитой любви не прощают ни люди, ни боги.
Аминь. Исчезай. Умирай. Погибай и молчи.
Ну или более современное:
Что-то иррациональное, но для меня — это «чисто мужская фигня».
Но тут всё становится ещё сложнее. Кажется, я запуталась)
* * * «О, мой застенчивый герой…»
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнёра!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
всё на беду, всё на виду,
всё в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Белла Ахмадулина. Озноб. Посев, 1968.
* * * «О, мой застенчивый герой…»
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнёра!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
всё на беду, всё на виду,
всё в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Белла Ахмадулина. Озноб. Посев, 1968.
О, мой застенчивый герой,
Ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
Не опираясь на партнёра.
К проклятой помощи твоей
Я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
Ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
Я шла пред публикой жестокой –
Всё на беду, всё на виду,
Всё в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
Бесстыжую моих потерь,
Моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
Напиться из моей печали.
Одна, одна – среди стыда
Стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
Герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль – моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль – моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько!
(Белла Ахмадулина)
* * * «О, мой застенчивый герой…»
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнёра!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
всё на беду, всё на виду,
всё в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Белла Ахмадулина. Озноб. Посев, 1968.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
Приветствую вас! на нашем портале. Я Ольга Дубова. В настоящее время я уже более 5 лет работаю психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.