Качество жизни пожилых людей

Сегодня предлагаем разобраться с темой: "Качество жизни пожилых людей". Мы подготовили актуальный материал, полностью описывающий тему. Если у вас возникли вопросы, то их можно задать в комментариях.

Социально-медицинские аспекты долгожительства.

Анализируя работы М.Н. Барановой и Е.В. Черносвитова, мы отмечаем, что в 1995 году Государственной Думой был принят ряд законов в области социальной защиты населения — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Вместе с этими документами был принят федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» . Названные законы являются правовой базой для деятельности специализированных органов в социальном обслуживании (в том числе медицинского) престарелых граждан и инвалидов. При этом следует обратить внимание на то, что в сознании российских законодательных структур самого высокого уровня (точно также и исполнительных) «пожилой или престарелый гражданин» находится рядом с «инвалидами».

Такова официальная установка на социальное положение двух совсем разных групп населения. «Престарелые граждане» даже формально не могут быть приравнены к инвалидам (не все престарелые инвалиды; не все инвалиды престарелые; и положение в обществе, и социальная значимость этих двух категорий граждан весьма и весьма различна). Отсюда проистекает много «неудобств» в осуществлении этих законов. Социально-медицинские проблемы долгожителей (престарелых, пожилых, старых) прежде всего, делятся на сугубо социальные и сугубо медицинские. Но это деление не по существу, а по форме. Обе проблемы возникли на заре цивилизации и культуры. Само положение пожилого человека не только в обществе, а в жизни таково, что отличает его по существу от всех других возрастных групп, и в зависимости от того, как данное конкретное общество относится к старости, определяются и решаются соответствующие социально — медицинские проблемы.

Есть две основных традиции отношения общества к старости. Первая насчитывает около 30 тысяч лет — автор называет ее древнеегипетской традицией. Старость называется «самым почетным положением человека среди других людей», «пожилой человек единственный из людей, кто близок к богам», «старость — счастливое и безмятежное состояние человека» и т. д.

Другая традиция насчитывает 3 тысячи лет – Л.Н. Толстой называет ее спартанской традицией. В Спарте говорили: «Лучше быть бездомной собакой, чем стариком»: немощных (бесполезных) стариков в Спарте сбрасывали со скалы в пропасть, причем, старик-спартанец воспринимал такой конец жизни как естественный .

До сих пор в положении престарелых граждан в разных странах считает Н.П. Щукина, («благополучных» и «неблагополучных») можно разглядеть или древнеегипетскую, или спартанскую модели. Что же представляет собой старость как явление? Прежде всего, каждый пожилой человек обременен массой так называемых хронических болезней (в среднем 9 — 13). Они появляются, как только человек начинает стареть и болеет от 20 до 30 лет. Патологоанатомы хорошо знают, что пожилые люди не умирают от своих хронических заболеваний, даже если это гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца или язвенная болезнь (от них умирают чаще всего в возрасте от 40 до 50 лет).

Выдающийся русский патологоанатом И.В. Давыдовский вообще предлагал видеть во всех хронических заболеваниях, сопровождающих старение, его признаки. Но это потребовало бы и особого практического подхода к старикам. Однако хронически больные пожилые люди продолжают сидеть в очередях в поликлиниках, и каждая вторая-третья койка в больницах также занята ими. Врачи чаще всего относятся к ним «по — спартански», особенно в современной России, когда денег не хватает ни на содержание больного в отделении, ни на лекарство (оплата медперсонала в нашей стране ниже, чем в слаборазвитых странах «третьего мира»).

Особое положение престарелого человека в жизни состоит в том, что он «близок к богам». Сущностная черта пожилого человека состоит в том, что он все полнее оказывается перед лицом смерти.

Специальные исследования подтверждают, что мысли о скорой и неизбежной смерти, так или иначе, присутствуют в сознании каждого, кому за 60, как сверхценные переживания. Это объясняется тем, что с возрастом соответствующим образом изменяется психологическая защита человека, с которой он рождается и в программу которой входит и сознание собственной смерти. Психологическая защита помогает смертнику и неизлечимому больному справляться с мыслями о неизбежной смерти, которые поэтому никогда не доходят до сверхценных переживаний. Автор касается здесь, разумеется, тех случаев, когда «мысли о смерти» являются симптомами психической патологии (психотические депрессии, суицидальные установки, бред и др.).

По мнению М.Н. Барановой и Е.В. Черносвитова — долголетие и психическое здоровье тесно связаны. За крайне редким исключением, каждый долгожитель страдает рядом хронических соматических заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных, гинекологических, урологических, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и др.). Если оставить в стороне заболевания, связанные с центральной нервной системой, то уже этого достаточно, чтобы причислить большинство престарелых людей к категории «пограничных» больных. Из этого следует, что они нуждаются в наблюдении и лечебной коррекции у психиатра или психотерапевта. Психоделическая психотерапия — это «моральная» подготовка пожилого человека к смерти, это тоже пока что раздел психиатрии. Даже одно хроническое заболевание (неважно, в каком возрасте оно приобретается) приводит к так называемым «неврозоподобным состояниям» и к болезненной деформации характера, вплоть до психопатии. Эти явления старости изучает особый раздел геронтологии.

Особое место занимают и проблемы гериатрии (занимающейся психическими заболеваниями позднего возраста), хотя провести четкую грань между геронтологией и гериатрией невозможно.

Каждый пожилой человек проживает непростую жизнь (трудно представить человека, который дожил бы до 60 лет, не испытав ни страданий, ни стрессов). Однако в особенно тяжком положении находятся пожилые люди в современной России, пережившие целый ряд глобальных социальных катаклизмов.

Самое страшное для человека (после утраты иллюзий юности) — пережить крах всех своих внутренних ценностей, потерять все то, на что ориентировался. Ценностно переориентироваться, то есть принять ценности капиталистического мира, пожилые люди не могут. Таким образом, они представляют собой огромную армию социопатов. Характер пожилого человека деформируется уже в силу старения. Эта деформация представляет собой достаточно сложный процесс (как человек жил, так он и стареет). До поры до времени все работающие (неважно, в какой области социальной занятости) сохраняют черты характера, имеющие наследственное происхождение.

Читайте так же:  Отношение парня к девушке

С возрастом появляется профессиональная деформация характера, так называемая акцентуация определенных черт характера — мнительности, вспыльчивости, ранимости, тревожности, педантичности, обидчивости, эмоциональной лабильности, истеричности, замкнутости, истощаемости, придирчивости, несправедливых оценок своих поступков и поступков окружающих, реактивный регресс умственных способностей, стереотипно повторяющийся в «ранимых ситуациях», и т.п.

А если пожилому человеку пришлось еще похоронить родных и близких, в особенности своих детей или супруга, вряд ли его психика и характер могут остаться «нормальными». Особое место, безусловно, занимает проблема одинокой старости. Изменение в психике одиноких людей не укладывается ни в какие синдромы, по причине уникальности и полиморфности своей в каждом конкретном случае. И тем не менее, ни «клинической», ни «геронтологической», ни «социальной» нормой состояние одиноких стариков назвать нельзя.

Е.В. Черносвитов называет еще две категории престарелых граждан, каждая из которых, в силу своих социально-медицинских особенностей, выделяется в особый ряд . Во-первых, это состарившиеся инвалиды (получив инвалидность в молодости или в зрелые годы, тем не менее, были ранее хорошо адаптированы: имели семьи, детей, работу и т.д.). Во-вторых, это лица, получившие инвалидность в престарелом возрасте. Психика пожилых людей весьма своеобразна, с набором различных характерологических, аффективно — эмоциональных и интеллектуальных особенностей, которые (в зависимости от специалиста — психиатра, психолога, занимающегося реабилитацией, или социального медика) не укладываются в существующие профессиональные шаблоны. Здесь, как нигде, требуется индивидуальный подход.

Долгожитель и его семья. По мнению Р.И. Еруслановой чтобы понять, как строятся отношения в семьях с долгожителями, следует принять во внимание два основных момента: один — микро-оциальный; другой — индивидуально-психологический, или, что почти одно и то же, медицинский. Первый фактор: долгожитель уже в силу своего «статуса» (то есть независимо от семьи и ее характеристик) всегда находится в центре внимания всех членов семьи, то есть является ее «ядром» («крепким» или «мягким»- другой вопрос). Второй фактор: для долгожителя «родной» -очень широкое понятие .

М. Степанова вспоминает, что говорил о себе в старости Л.Н. Толстой: «Для меня нет уже конкретного человека. Как нет человека «вообще». Каждого я воспринимаю как близкий и родной мне тип человека, то есть по неким общим, но существенным именно для данного типа чертам. Поэтому все люди для меня или чужые, или родные: знакомых, дальних, близких и др. нет» .

Воспринимая людей как «родные типы», пожилой человек тем самым легко строит с ними отношения (на выработанных с годами стереотипах общения), адаптируется к ним, включает их в свою эмоциональную память как родных. И именно поэтому пожилые люди, и особенно долгожители, не хотят и не могут вступать хотя бы в поверхностные эмоциональные отношения с другими людьми, которые для них «чужие» — уже по одному своему типологическому статусу. Есть и другая сторона этой проблемы: дожив до определенного возраста, родные становятся для пожилых людей «чужими», ибо на первый план выступают именно те «существенно общие» типологические черты, на которые только и ориентируется пожилой человек.

Долгожитель, если он проживает в семье, обычно является ее «ядром». Этот тот центр (независимо, в каком психическом и физическом состоянии находится долгожитель), к которому стекаются все «токи» и «силы» семьи. Вот поэтому, когда долгожитель умирает, семья сиротеет, и кажется, что «сиротеет все вокруг». Являясь «ядром» семьи, долгожитель оказывается источником морального климата в семье: ее лада и разлада. Как показывают исследования семей, в которых проживает долгожитель, они или очень слаженные (несмотря на стесненность в жилье, финансовые трудности, болезни членов семьи, на их возрастной, по степени родства, или половой состав и другие объективные факторы), или, наоборот, это семьи, в которых «настоящий ад », тем более «причин» для этого предостаточно, но основной причиной является наличие в семье долгожителя. Такое положение вещей нельзя объяснить социально -экономическими (материальными)или социально- психологическими (хороший или плохой характер у долгожителя) факторами. Причины гораздо глубже. Только медицинская генетика могла бы объективно интерпретировать кардинальные перемены в психике долгожителя, о которых писал Л. Толстой и которые подтверждаются социально-геронтологическими исследованиями. Долгожитель и его семья — одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами, направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени — медицинскими путями. Появившиеся в нашей стране хосписы для долгожителей пока демонстрируют полнейшую беспомощность, поскольку, выражая хорошую идею, они требуют, во-первых, изрядных денег, а во-вторых, иной, чем на Западе, концепции. В европейских странах, за исключением Италии и Испании, давно сложилась традиция жить отдельно от родителей. Эта же традиция в США и Канаде. В Израиле живут и порознь, и как в России, где родители до сих пор чаще живут с одним из детей, то есть одной семьей. «Свой дом» понятие чрезвычайно разное для европейца и для русского: для европейца- это дом, где родились его дети; для русского (точно так же, как для итальянца и испанца) — это дом, где родился он сам. Хоспис для европейца — нормальное переселение его родителей в нормальные (хорошо оплачиваемые) условия. Хоспис для нашего русского современника хуже дома для престарелых, ибо это промежуточный перед кладбищем этап. В перестроечное время в нашей стране начали появляться всяческие фонды здоровья и милосердия, взявшие на себя часть забот по уходу о пожилых людях.

В ходе изучения нами было выявлено, что качество жизни пожилых людей зависит не только от психических особенностей различных групп престарелых граждан, но так же и от социально-экономических (бытовых, материальных) условий, в которых прошла и проходит их жизнь.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макроструктурного уровня, концептуализирует основы социальной политики на рубеже веков. Если в 1990г. в странах Запада было 18% людей пенсионного возраста, то к 2030г. эта цифра повысится до 30% ,

Читайте так же:  Измена жены как быть

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Так, по данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 миллионов людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году их количество возросло до 550 миллиона. По прогнозам, к 2025 году численность людей старше 60 лет достигнет 1 миллиард 100 миллиона человек. По сравнению с 1950 года их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза .

На современном этапе развития общества в связи с удлинением сроков жизни населения пересматривается социокультурная модель возрастов и социальных периодов. Особый интерес представляет изучение роли различных поколений в динамике прогрессивных изменений, их места в производстве общественного продукта, развитии форм взаимоотношений, которые могут объединять людей разных поколений.

В последнее время появилось немало работ, посвященных исследованию различных аспектов жизнедеятельности пожилых людей (Т.Козлова, О.Краснова, Г.Парахонская, З.Саралиева, Т.Смирнова, А.Смолькин, Т.Темаев). Однако социогеронтологическая проблематика остается на периферии научного поиска, а в повседневной жизни укореняется «зона согласия» по поводу игнорирования потребностей и ожиданий пожилых людей; их приносят в жертву «более насущным и важным» проблемам. Акцентирование внимания на социогеронтологической проблематике важно в связи с тем, что онтологическое давление «старости» в индивидуальной истории человека нарастает и требует своего осмысления в меняющихся контекстах социума. В современном мире старость не может восприниматься как необратимое вытеснение человека на периферию социальной жизни и постепенный выход из употребления. Напротив, можно констатировать усиление ее значимости и с точки зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов. Вместе с тем идеи о самодостаточности старости циркулируют в основном в академических кругах, практически не интегрируясь в общественное сознание .

В современных демографических условиях представляется чрезвычайно актуальной задача — не просто выявить факторы, определяющие профессиональные деструкции в пожилом возрасте, констатировав их существование, но, главным образом, определить меру их непреодолимости, установить границы влияния. Поставленная задача влечет за собой следующую, имеющую большое практическое значение — найти пути преодоления, определить направления для реабилитации по каждой такой детерминанте.

Традиционно старение связывают с самоощущением человеком своего возраста. Контент-анализ позволяет выделить ряд признаков старения в субъективном измерении. М.Э.Елютина в рамках темпоральной теории старости указывает на обращение к прошлому, как попытку найти точку опоры, купировать негативные последствия происходящих изменений. Э.Зеер пишет об изменении эмоциональной сферы в пожилом возрасте, возникновении дезадаптивных форм поведения, навязчивого морализирования, противопоставлении прошлого настоящему, невосприимчивости к нововведениям и др. Е.С.Авербух в аналогичном контексте говорит о происходящем сужении круга интересов и контактов с людьми .

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и других. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье пожилого человека. А организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации занимаются социальным попечительством над пожилыми людьми. Нельзя забывать и о том, что процесс старения отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково.

Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную  или  вернее,  как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей. Практика свидетельствует о том, что пожилые — это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижении науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптации к изменениям окружающей среды.

Видео (кликните для воспроизведения).

С переходом в категорию пожилых людей — пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и другое. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше -внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные — прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее .

Читайте так же:  Не могу простить мужу оскорбления

Но возраст все-таки есть возраст. Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, сужение круга общения и сфер деятельности — все это ведет к обеднению жизни, уход из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, а это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении касающихся их вопросов, когда у них есть свобода выбора. Некоторые специалисты считают наиболее плодотворной теорию «возрастной стратификации», согласно которой каждое поколение людей уникально и обладает только ему присущим опытом .

Разумеется, продолжается выработка адекватных природе человека теорий старения, учитывающих позитивные возможности человека в пожилом возрасте, равно как и распространение их в общество наряду с соответствующими социальными мерами продолжается. Данный процесс может стать дополнительным фактором достижения долголетия для всех членов общества, поскольку, а идеале эти теории и формирование на их основе индивидуальных вариантов образа жизни должны способствовать возрастанию долголетия.

Современная социальная работа с престарелыми должна строится в соответствии с принципами ООН в отношении пожилых людей 2001 года: сделать полноправной жизнь лиц преклонного возраста.
Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:
  • разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
  • поощрять благотворительные организации;
  • защитить пожилых людей от экономических потрясений;
  • обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
  • полностью обеспечить пожилых людей социальными услугами независимо от места их проживания — на родине или в другой стране.
Эти принципы сгруппированы следующим образом: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
Причиной особенностей старческого поведения является закономерное возрастное изменение компонентов социального поведения. Среди социальных факторов, неблагоприятно влияющих на поведение стариков, можно выделить.
  1. Освобождение от   высокостатусных   социальных ролей, руководящих и ответственных ролей, связанных с трудовой деятельностью, что на деле означает снижение социального статуса и приводит к осознанию своей невостребованности, ненужности.
  2. Отчуждение от молодого поколения, усиливающее эгоистические мотивации и стремление к сближению с людьми своего возраста, созданию субкультуры, совокупности своеобразных норм и ценностей, отличающихся от господствующих в обществе.
  3. Ухудшение экономического положения, приводящее к преобразованию бережливости в скупость, часто не оправданную реальной ситуацией, к подмене социально значимых духовных ценностей целями экономического, бытового плана.
  4. Одиночество, часто служащее причиной появления пограничных состояний и психических изменений, немотивированных страхов, боязни людей, чрезмерной привязанности к домашним животным, утраты социально-бытовых навыков, опрятности в одежде и в быту .

Наиболее распространенным в исследовательском подходе к людям преклонного возраста является рассмотрение объекта в демографическом аспекте. Описываются статистические показатели, демографический состав населения под призмами пола и возраста, экономического положения и семейного статуса, описываются проблемы, связанные с изменениями в половозрастной структуре населения. Особый акцент делается на увеличении экономической нагрузки на работающее население, демографических прогнозах, нарастании числа инвалидов в старческом возрасте. Определены границы понятий «пожилой», «старый», «долгожитель», «демографическое старение населения».

Социально-демографическая группа пожилых — одна из наиболее стереотипизированных в современном обществе. Некоторые исследователи (Н.Натеки, Т.Брубакер) утверждают, что социальные стереотипы о пожилых людях представляют собой переплетение положительных и отрицательных суждений, соотношение удельного веса которых идентично для всех возрастных групп. Однако большинство ученых, изучающих геронтологические социальные стереотипы, придерживаются иного мнения. Так, М.Кермис, Бодрийяр, М.Елютина и др. по результатам исследований делают вывод о доминировании в современной культуре негативных стереотипов о пожилых. Широкое распространение медикалистского подхода обусловило патогенную установку на процесс старения, переводя ряд геронтологических проблем в разряд гериатрических. Следует подчеркнуть и особенное значение моды в деятельности, в результате чего пройденное интерпретируется как старомодное, обусловливая негативный настрой его восприятия. Нивелирование значения позднего периода жизни, нацеливание поколений на избежание старости влечет за собой неумение пожилых людей старится, а молодых — адекватно воспринимать старость ,

И в заключение хотелось бы отметить, что для самих пожилых людей в настоящее время характерны высокие ожидания по отношению к обществу, ориентация на коллектив и как следствие недовольство Действиями властей, чувство ущемленности в правах, апелляция к восстановлению социальной справедливости. Типична идентификация с семьей — представления о счастье связываются с успехами детей и внуков, а не с событиями собственной жизни. Личный интерес или личная свобода для людей этой группы менее значимы, чем для других возрастных категорий.

Литература

  1. Алъперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. //Учебное пособие. — Москва, 1998. — стр. 7-50.
  2. Анисимов В.H., Соловьев М.В. «Эволюция концепций в геронтологии». СПб: Эскулап. — 1999. — стр. 8-23.
  3. Социологические исследования. Российская академия наук, 2009г. Редколлегия журнала «Социологические исследования» (составитель), 2009. -№7(303).- стр. 101-109.
  4. Социологические исследования. Российская академия наук, 2007г. Редколлегия журнала «Социологические исследования» (составитель),-№5(277). -стр.21-28.
  5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 2006. — С. 495. — стр. 31-48.
  6. Зайнышев ИТ. Технология социальной работы. — Москва, 2003. -стр.33-48.
  7. Воробьев П. А. Основы геронтологии и гериатрии.-M.,
  8. Социологические исследования. Российская академия наук, 2008г. Редколлегия журнала «Социологические исследования» (составитель),-№8(292). — стр.49-55.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макроструктурного уровня, концептуализирует основы социальной политики на рубеже веков. Если в 1990г. в странах Запада было 18% людей пенсионного возраста, то к 2030г. эта цифра повысится до 30% ,

Читайте так же:  Как можно успокоиться?

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Так, по данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 миллионов людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году их количество возросло до 550 миллиона. По прогнозам, к 2025 году численность людей старше 60 лет достигнет 1 миллиард 100 миллиона человек. По сравнению с 1950 года их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза .

На современном этапе развития общества в связи с удлинением сроков жизни населения пересматривается социокультурная модель возрастов и социальных периодов. Особый интерес представляет изучение роли различных поколений в динамике прогрессивных изменений, их места в производстве общественного продукта, развитии форм взаимоотношений, которые могут объединять людей разных поколений.

В последнее время появилось немало работ, посвященных исследованию различных аспектов жизнедеятельности пожилых людей (Т.Козлова, О.Краснова, Г.Парахонская, З.Саралиева, Т.Смирнова, А.Смолькин, Т.Темаев). Однако социогеронтологическая проблематика остается на периферии научного поиска, а в повседневной жизни укореняется «зона согласия» по поводу игнорирования потребностей и ожиданий пожилых людей; их приносят в жертву «более насущным и важным» проблемам. Акцентирование внимания на социогеронтологической проблематике важно в связи с тем, что онтологическое давление «старости» в индивидуальной истории человека нарастает и требует своего осмысления в меняющихся контекстах социума. В современном мире старость не может восприниматься как необратимое вытеснение человека на периферию социальной жизни и постепенный выход из употребления. Напротив, можно констатировать усиление ее значимости и с точки зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов. Вместе с тем идеи о самодостаточности старости циркулируют в основном в академических кругах, практически не интегрируясь в общественное сознание .

В современных демографических условиях представляется чрезвычайно актуальной задача — не просто выявить факторы, определяющие профессиональные деструкции в пожилом возрасте, констатировав их существование, но, главным образом, определить меру их непреодолимости, установить границы влияния. Поставленная задача влечет за собой следующую, имеющую большое практическое значение — найти пути преодоления, определить направления для реабилитации по каждой такой детерминанте.

Традиционно старение связывают с самоощущением человеком своего возраста. Контент-анализ позволяет выделить ряд признаков старения в субъективном измерении. М.Э.Елютина в рамках темпоральной теории старости указывает на обращение к прошлому, как попытку найти точку опоры, купировать негативные последствия происходящих изменений. Э.Зеер пишет об изменении эмоциональной сферы в пожилом возрасте, возникновении дезадаптивных форм поведения, навязчивого морализирования, противопоставлении прошлого настоящему, невосприимчивости к нововведениям и др. Е.С.Авербух в аналогичном контексте говорит о происходящем сужении круга интересов и контактов с людьми .

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и других. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье пожилого человека. А организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации занимаются социальным попечительством над пожилыми людьми. Нельзя забывать и о том, что процесс старения отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково.

Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную  или  вернее,  как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей. Практика свидетельствует о том, что пожилые — это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижении науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптации к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей — пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и другое. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше -внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные — прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее .

Но возраст все-таки есть возраст. Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, сужение круга общения и сфер деятельности — все это ведет к обеднению жизни, уход из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Читайте так же:  Уйдет ли он от жены

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, а это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении касающихся их вопросов, когда у них есть свобода выбора. Некоторые специалисты считают наиболее плодотворной теорию «возрастной стратификации», согласно которой каждое поколение людей уникально и обладает только ему присущим опытом .

Разумеется, продолжается выработка адекватных природе человека теорий старения, учитывающих позитивные возможности человека в пожилом возрасте, равно как и распространение их в общество наряду с соответствующими социальными мерами продолжается. Данный процесс может стать дополнительным фактором достижения долголетия для всех членов общества, поскольку, а идеале эти теории и формирование на их основе индивидуальных вариантов образа жизни должны способствовать возрастанию долголетия.

Современная социальная работа с престарелыми должна строится в соответствии с принципами ООН в отношении пожилых людей 2001 года: сделать полноправной жизнь лиц преклонного возраста.
Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:
  • разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
  • поощрять благотворительные организации;
  • защитить пожилых людей от экономических потрясений;
  • обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
  • полностью обеспечить пожилых людей социальными услугами независимо от места их проживания — на родине или в другой стране.
Эти принципы сгруппированы следующим образом: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
Причиной особенностей старческого поведения является закономерное возрастное изменение компонентов социального поведения. Среди социальных факторов, неблагоприятно влияющих на поведение стариков, можно выделить.
  1. Освобождение от   высокостатусных   социальных ролей, руководящих и ответственных ролей, связанных с трудовой деятельностью, что на деле означает снижение социального статуса и приводит к осознанию своей невостребованности, ненужности.
  2. Отчуждение от молодого поколения, усиливающее эгоистические мотивации и стремление к сближению с людьми своего возраста, созданию субкультуры, совокупности своеобразных норм и ценностей, отличающихся от господствующих в обществе.
  3. Ухудшение экономического положения, приводящее к преобразованию бережливости в скупость, часто не оправданную реальной ситуацией, к подмене социально значимых духовных ценностей целями экономического, бытового плана.
  4. Одиночество, часто служащее причиной появления пограничных состояний и психических изменений, немотивированных страхов, боязни людей, чрезмерной привязанности к домашним животным, утраты социально-бытовых навыков, опрятности в одежде и в быту .

Наиболее распространенным в исследовательском подходе к людям преклонного возраста является рассмотрение объекта в демографическом аспекте. Описываются статистические показатели, демографический состав населения под призмами пола и возраста, экономического положения и семейного статуса, описываются проблемы, связанные с изменениями в половозрастной структуре населения. Особый акцент делается на увеличении экономической нагрузки на работающее население, демографических прогнозах, нарастании числа инвалидов в старческом возрасте. Определены границы понятий «пожилой», «старый», «долгожитель», «демографическое старение населения».

Социально-демографическая группа пожилых — одна из наиболее стереотипизированных в современном обществе. Некоторые исследователи (Н.Натеки, Т.Брубакер) утверждают, что социальные стереотипы о пожилых людях представляют собой переплетение положительных и отрицательных суждений, соотношение удельного веса которых идентично для всех возрастных групп. Однако большинство ученых, изучающих геронтологические социальные стереотипы, придерживаются иного мнения. Так, М.Кермис, Бодрийяр, М.Елютина и др. по результатам исследований делают вывод о доминировании в современной культуре негативных стереотипов о пожилых. Широкое распространение медикалистского подхода обусловило патогенную установку на процесс старения, переводя ряд геронтологических проблем в разряд гериатрических. Следует подчеркнуть и особенное значение моды в деятельности, в результате чего пройденное интерпретируется как старомодное, обусловливая негативный настрой его восприятия. Нивелирование значения позднего периода жизни, нацеливание поколений на избежание старости влечет за собой неумение пожилых людей старится, а молодых — адекватно воспринимать старость ,

И в заключение хотелось бы отметить, что для самих пожилых людей в настоящее время характерны высокие ожидания по отношению к обществу, ориентация на коллектив и как следствие недовольство Действиями властей, чувство ущемленности в правах, апелляция к восстановлению социальной справедливости. Типична идентификация с семьей — представления о счастье связываются с успехами детей и внуков, а не с событиями собственной жизни. Личный интерес или личная свобода для людей этой группы менее значимы, чем для других возрастных категорий.

Литература

  1. Алъперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. //Учебное пособие. — Москва, 1998. — стр. 7-50.
  2. Анисимов В.H., Соловьев М.В. «Эволюция концепций в геронтологии». СПб: Эскулап. — 1999. — стр. 8-23.
  3. Социологические исследования. Российская академия наук, 2009г. Редколлегия журнала «Социологические исследования» (составитель), 2009. -№7(303).- стр. 101-109.
  4. Социологические исследования. Российская академия наук, 2007г. Редколлегия журнала «Социологические исследования» (составитель),-№5(277). -стр.21-28.
  5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 2006. — С. 495. — стр. 31-48.
  6. Зайнышев ИТ. Технология социальной работы. — Москва, 2003. -стр.33-48.
  7. Воробьев П. А. Основы геронтологии и гериатрии.-M.,
  8. Социологические исследования. Российская академия наук, 2008г. Редколлегия журнала «Социологические исследования» (составитель),-№8(292). — стр.49-55.
Видео (кликните для воспроизведения).

Качество жизни пожилых людей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here