РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Н. Дружинин
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология»
Москва ИНФРА-М 1997
Д76
Дружинин В.Н.
Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.:
ИНФРА-М, 1997.-256 с.
ISBN 5-86225-460-9
Учебное пособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальная психология» для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна из глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
ISBN 5-86225-460-9
ББК;
ДРУЖИНИН В.Н., 1997 ИНФРА-М, 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………………..5
1.1.О методологии науки……………………………………………………………9
1.2. Исследование…………………………………………………………………….13
1.3. Теория и ее структура………………………………………………………….18
1.4. Научная проблема………………………………………………………………21
1.5. Гипотеза…………………………………………………………………………….22
1.6. Основные общенаучные исследовательские методы……………26
Глава 2 Эмпирические методы в психологии……………………………………………….……………………..33
2.1. Психологическая наука как выбор………………………………………33
2.2. Вновь о методологии…………………………………………………………..37
2.3. Классификация методов психологического
исследования……………………………………………………………………….39
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
2.4. Неэкспериментальные психологические методы………………..45
Глава 3 Психология психологического эксперимента…………………………………..…………………………….55
3.1. Экспериментальное общение……………………………………………..55
3.2. Экспериментатор: его личность и деятельность…………………..63
3.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте…………………..69
3.4. Личность испытуемого и ситуация эксперимента………………..72
Глава 4 Процедура и основные характеристики психологического
эксперимента…………………………………………………………………………………85
4.1. Организация и проведение экспериментального
исследования……………………………………………………………………….85
4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент………………99
4.3. Реальный эксперимент и «эксперимент полного
соответствия»…………………………………………………………………….102
4.4. Экспериментальная выборка…………………………………………..106
4.5. Экспериментальные переменные и способы
их контроля……………………………………………………………………….113
Глава 5 Экспериментальные и неэкспериментальные планы………………………… ………………………………………….132
5.1. Экспериментальные планы……………………………………………….132
5.2.Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные
планы………………………………………………………………………………..156
5.3. Корреляционные исследования………………………………………..165
5.4 Некоторые перспективы развития планирования
исследований……………………………………………………………………. 176
Глава 6 Психологическое измерение……………………………………………………… ………………..179
6.1. Элементы теории психологических измерений…………………. 179
6.2. Виды психологических измерений…………………………………… 190
6.3. Тестирование и теория измерений…………………………………….192
6.4. Классическая эмпирико-статистическая теория теста……….203
6.5. Стохастическая теория тестов (IRT)………………………………….206
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Приветствую вас! на нашем портале. Я Валентина Киреева. В настоящее время я уже более 7 лет работаю преподавателем психологии. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.